psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Мариам Степанян
Мариам Степанян
психолог, вице-президент отделения психологии кадров бизнес-школы Эдинбургского университета (Шотландия).

Школьные оценки – для кого?

Школьная учеба больше похожа на марафон, где главное — пробежать дистанцию во что бы то ни стало, срезая углы и расталкивая соперников. Такая «погоня за знаниями» не предполагает желания смотреть по сторонам и просто наслаждаться процессом.
alt

Работа учителя увлекательна. Но в любой работе, какой бы интересной она ни была, есть неизбежные и малоприятные обязанности. В данном случае – выставление оценок. Оценка – условность, которая складывается из огромного количества аспектов, и далеко не всегда мы говорим непосредственно о знаниях. Харизма, хорошее настроение, удача – все идет в дело. Я сама часто пользовалась всем этим арсеналом – и в школе, и в университете. Но на семинарах по детской психологии, оказавшись по другую сторону баррикад, я поняла, что стремление к объективности чаще всего теряется именно при выставлении оценок.

читайте такжеПерестанем давить на наших детей!

Привычное для советского воспитания порицание двоечников постепенно теряет свои позиции. Мы знаем множество примеров, когда школьные неудачники с тройками в дневнике добивались невероятных успехов в жизни. Среди них Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и многие другие.

Поставить ученику хорошую оценку – значит дать ему взойти на пьедестал, вручить сияющий приз, для достижения которого он должен был преодолеть полосу препятствий.

читайте такжеКак помочь учиться без стресса

Современная философия вслед за выдающимся мыслителем Иммануилом Кантом настаивает на том, что в мире все относительно и субъективно. В том числе и оценка – всегда результат суждения учителя. Условность. Только в наших школах этот факт никем не принимается во внимание. Оценка абсолютизирована, а весь учебный процесс больше похож на марафон, где главное – пробежать дистанцию во что бы то ни стало, срезая углы и расталкивая соперников. Разница только в том, что в марафоне можно участвовать по желанию, а посещение школы обязательно для всех. Проблема этой гонки в том, что она не предполагает желания смотреть по сторонам и просто наслаждаться процессом. Ученику просто не хватает времени задуматься, куда и зачем он бежит.

читайте такжеИх (слишком) волнуют успехи детей!

Но если хорошая оценка – условность, что стоит учителям ставить ее почаще? Ведь главная ценность – не пятерка, а работа, которая за ней стоит, причем не зазубривание материала, а осознанный поиск знаний. Только по-настоящему осознанная, пропущенная через призму своего сознания работа может принести пользу, открыть перспективы, изменить жизнь к лучшему. Так почему бы нам не начать со школьной скамьи?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье