psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Мариам Степанян
Мариам Степанян
психолог, вице-президент отделения психологии кадров бизнес-школы Эдинбургского университета (Шотландия).

Школьные оценки – для кого?

Школьная учеба больше похожа на марафон, где главное — пробежать дистанцию во что бы то ни стало, срезая углы и расталкивая соперников. Такая «погоня за знаниями» не предполагает желания смотреть по сторонам и просто наслаждаться процессом.
alt

Работа учителя увлекательна. Но в любой работе, какой бы интересной она ни была, есть неизбежные и малоприятные обязанности. В данном случае – выставление оценок. Оценка – условность, которая складывается из огромного количества аспектов, и далеко не всегда мы говорим непосредственно о знаниях. Харизма, хорошее настроение, удача – все идет в дело. Я сама часто пользовалась всем этим арсеналом – и в школе, и в университете. Но на семинарах по детской психологии, оказавшись по другую сторону баррикад, я поняла, что стремление к объективности чаще всего теряется именно при выставлении оценок.

читайте такжеПерестанем давить на наших детей!

Привычное для советского воспитания порицание двоечников постепенно теряет свои позиции. Мы знаем множество примеров, когда школьные неудачники с тройками в дневнике добивались невероятных успехов в жизни. Среди них Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и многие другие.

Поставить ученику хорошую оценку – значит дать ему взойти на пьедестал, вручить сияющий приз, для достижения которого он должен был преодолеть полосу препятствий.

читайте такжеКак помочь учиться без стресса

Современная философия вслед за выдающимся мыслителем Иммануилом Кантом настаивает на том, что в мире все относительно и субъективно. В том числе и оценка – всегда результат суждения учителя. Условность. Только в наших школах этот факт никем не принимается во внимание. Оценка абсолютизирована, а весь учебный процесс больше похож на марафон, где главное – пробежать дистанцию во что бы то ни стало, срезая углы и расталкивая соперников. Разница только в том, что в марафоне можно участвовать по желанию, а посещение школы обязательно для всех. Проблема этой гонки в том, что она не предполагает желания смотреть по сторонам и просто наслаждаться процессом. Ученику просто не хватает времени задуматься, куда и зачем он бежит.

читайте такжеИх (слишком) волнуют успехи детей!

Но если хорошая оценка – условность, что стоит учителям ставить ее почаще? Ведь главная ценность – не пятерка, а работа, которая за ней стоит, причем не зазубривание материала, а осознанный поиск знаний. Только по-настоящему осознанная, пропущенная через призму своего сознания работа может принести пользу, открыть перспективы, изменить жизнь к лучшему. Так почему бы нам не начать со школьной скамьи?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье