Хвалить за дело

Как все важное в нашей жизни, самооценка закладывается в общении ребенка со взрослыми. Лет до восьми дети видят себя нашими глазами. Особенности того, как мы с ними обращаемся, оценки, которые мы им даем, наши способы наказания и поощрения – все это они усваивают, и на этой основе к подростковому возрасту выстраивается их самооценка.
Хвалить за дело

Самооценка есть у каждого из нас. И многие психологи полагают, что она относится к ядру личности. Писателям она тоже интересна: о ней написан классический роман Достоевского «Преступление и наказание», о ней же – современный «Случай Портного» Филипа Рота (Лимбус Пресс, 2003).

Как все важное в нашей жизни, самооценка закладывается в общении ребенка со взрослыми. Лет до восьми дети видят себя нашими глазами. Особенности того, как мы с ними обращаемся, оценки, которые мы им даем, наши способы наказания и поощрения – все это они усваивают, и на этой основе к подростковому возрасту выстраивается их самооценка.

Казалось бы, хвали ребенка почаще и побольше – и получишь человека с высокой самооценкой. Если бы все было так просто! Неконкретная похвала вредна. Ну говорим мы ребенку, что он «умник» или «красавица», а ему все равно. Потому что эти слова ему непонятны, за ними не стоит ничего, чем он владеет. У него нет инструмента, с помощью которого он мог бы воспроизвести то, за что его похвалили. Ребенок же независимо от себя умник, это не его личное достижение. Сегодня дочь красавица, а завтра кто? Иначе говоря, такая похвала только усиливает тревогу ребенка, ведь в ней нет стратегии достижения, поддержания и воспроизведения значимых качеств. А детям хочется всегда нравиться. Они точно знают: если понравишься взрослым, у тебя будет много благ и всяческих удовольствий. Как ребенок может произвольно достичь того состояния, которое важные для него взрослые называют «красавица», когда собственных критериев оценки внешности, ума или любого другого своего ценного качества у него пока нет?

КАК МЫ С НИМИ ОБЩАЕМСЯ, КАКИЕ ОЦЕНКИ ИМ ДАЕМ, КАКИМИ СПОСОБАМИ НАКАЗЫВАЕМ И ПООЩРЯЕМ — ВСЕ ЭТО ОНИ УСВАИВАЮТ.

Возникает очень опасная ситуация. Вот представьте, что вы попали к инопланетянам. Они вам то хорошо делают, то плохо. Когда делают хорошо, то объясняют, что это потому, что у вас есть, допустим, «нус». А вы и знать не знаете, что это такое и как почаще этот самый «нус» показывать, чтобы вам было хорошо. Как вы себя будете чувствовать? Ужасно. И ребенок чувствует себя так же, когда его хвалят за всякие «нусы».

Хвалить надо за дела. Чем более конкретна похвала, тем яснее ребенку, что взрослые ценят, что по их мнению хорошо. Требования могут быть всякими, даже малюсенькими, лишь бы ребенку было понятно, как их выполнить. Помоги накрыть на стол. Убери утром свою постель. Сложи игрушки, вынеси мусор. За такие желательные действия хвалить надо всегда. Именно так сын или дочь узнает и научится принимать хорошее про себя, поймет, как можно менять поведение для достижения своей цели, и в результате у ребенка возникнет адекватная самооценка – незаменимый инструмент, позволяющий, не обобщая и не впадая в крайности, определить, все ли во мне есть для решения актуальной жизненной задачи.

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты