psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Ольга Вайнштейн
Ольга Вайнштейн
историк моды, доктор филологических наук, сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» (НЛО, 2012), составитель сборника «Ароматы и запахи в культуре» (НЛО, 2010).

Дневной крем Adobe Photoshop

Проект с таким названием («Adobe Photoshop day cream») появился в интернете несколько лет назад; в нем были использованы изображения Мадонны, Элизабет Тейлор и других знаменитостей.
alt

На коллаже авторы совмещали две половинки лица – до и после обработки фотошопом. Различие было настолько сильным, что делало отретушированные лица почти неузнаваемыми. Мне показалось интересным задуматься, кто задает правила «игры» и по каким канонам производится обработка снимка. Сами ретушеры изобретательно сравнивают свою работу над фотографиями с повседневным использованием косметики: ведь если женщины сами подкрашиваются перед выходом «в люди», то «где тогда этическая разница, замазан прыщ тональным средством или кистью в графическом редакторе?»* При таком внешне невинном раскладе получается, что якобы дамы усердно «ретушируют» свою внешность, а уж профессионалы скромно доводят эти усилия до конца.

читайте такжеЯ не знаю, что такое красота

Однако когда те же ретушеры описывают подробности своих занятий, становится ясным, что в их рассуждениях есть доля лукавства: разница все же есть, и весьма ощутимая. Профессиональный ретушер действует по коммерческому заказу, и за его действиями стоит жесткая логика. Стоит только вдуматься в перечень манипуляций: «Мы убираем все, что отвлекает, мешает, лезет в глаза. Добавляем объем у корней волос, если они распущены. Удлиняем шею, убираем некоторые горизонтальные морщины на ней, чистим подмышечные складки и подмышки, дорисовываем ногти, убираем кутикулу, поправляем макияж – глаза, линию ресниц, иногда дорисовываем их, разглаживаем подвижное веко, вносим равномерность цвета. Чистим глаза: убираем сосуды, покраснения, акцентируем зрачок. Корректируем брови, убирая лишние волоски, выравниваем цвет и плотность, редактируем форму. Естественно, работаем с порами, неровностями, пятнами на лице. Обращаем внимание на лишние волоски в прическе. Корректируем пластику: складки тела, очерченность талии, изгиб бедер и спины, убираем «гусиную кожу» на ногах, всегда чистим пятки. Контрастные превращения лишнего веса в модельные параметры и, например, омоложение на 20 лет в нашем случае остаются разовыми исключениями. Мы не работаем «волшебниками фотошопа», но занимаемся тем, что помогаем клиентам доводить их изображения до соответствия стилю, бренду, долгосрочной стратегии»**.

читайте такжеАллюр – больше чем красота

Как мы видим, несмотря на всевозможные оговорки, коммерческое задание по обработке снимка весьма жестко отсекает все «лишние» проявления телесности, превращая тело в нереально абстрактную оболочку, идеальный фон для рекламы модного или косметического продукта. Это можно сравнить с ролью соуса, которым покрывают блюда, чтобы придать им «глянцевый» вид для фотографий в журналы по гастрономии, о чем в свое время проницательно писал Ролан Барт. Основой гламурной кулинарии для него является «гладкая пелена», которая достигается за счет соуса, глазури, крема и так далее. Назначение этого покрытия – выигрышно подать кулинарный орнамент: арабески цукатов, лимонные дольки и ломтики трюфелей... «Гладкая лессировка создает фон для буйной фантазии украшательства»***. И если в модном макияже роль соуса играют тонны тонального крема и пудры, то в фотошопе – как раз те самые уже перечисленные действия ретушеров, стирающие всякие «неровности» (а заодно и индивидуальность) лица. В результате их усилий тело подгоняется под стандарт, приобретая визуальную замкнутость, графическую завершенность. И вот тогда на этом фоне вместо цукатов и лимонных долек выгодно выделяется ярко-красная губная помада или любой другой рекламируемый продукт. В итоге природная телесность с ее волосами, жидкостями, всяческими «ненужными» выпуклостями устраняется, и на ее место триумфально приходит закругленно-гладкий продукт – оформленная по всем правилам репрезентация тела, предназначенная для потребления в системе глянцевой культуры.

Нарушение этого гладкого телесного контура, как правило, воспринимается как неприличие, неуместное проявление репрессированной Природы. В таких случаях в англоязычных текстах нередко используется выразительный глагол «to leak» – «протекать». Этим термином можно описать большинство случайных нарушений канона гламурной красоты. Стоит только вспомнить, какой скандал вызвала в бьюти-интернете история с «окровавленной кутикулой», когда блогер Юлия Гребенкина опубликовала фотографии маникюра с подрезанной до крови кутикулой. Это типичный пример того, как тело невольно «протекает», и из этой же серии – все другие «неуместные» в глянце проявления телесности – кровь, слюна, пот, слезы, жир, складки, прыщи, морщины… От этого в гламурном мире придумали только одно радикальное средство – лучший в мире крем Adobe Photoshop

* и ** Цитаты с сайта для девушек о красоте и стиле wonderzine.com

*** Р. Барт «Мифологии» (Изд-во имени Сабашниковых, 1996).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье