psyhologies.ru
тесты

Обозреватели


Ольга Вайнштейн
Ольга Вайнштейн
историк моды, доктор филологических наук, сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» (НЛО, 2012), составитель сборника «Ароматы и запахи в культуре» (НЛО, 2010).

«В моду входят дамы преклонного возраста»

Недавно журнал New You опубликовал на обложке снимок Кармен делль'Орефиче. Это событие вряд ли стало бы сенсацией, если бы не возраст модели. Кармен делль'Орефиче сейчас 84 года, а впервые она появилась на обложке Vogue в 1946 году.
altКармен делль’ Орефиче ФОТО Getty Images 

По продолжительности карьеры в модельном бизнесе Кармен справедливо числится в Книге рекордов Гиннесса. Лавры Кармен успешно оспаривает Дафна Селф: ей уже 86, что дает ей право считаться самой пожилой моделью в мире. Она только что снялась в рекламе кроссовок Vans для шведского магазина & Other Stories. На снимках Дафна бесстрашно позирует рядом с 22-летней моделью Фло Дрон. Это нетрудно истолковать как прозрачный рекламный контент: разные поколения – и бабушек, и внучек – объединяет пристрастие к кроссовкам Vans. Но, похоже, за этим стоит нечто большее: симптом новой тенденции – в моду входят дамы преклонного возраста.

На наших глазах стремительно сдает позиции прежний гламурный идеал красоты: молодая худощавая блондинка с мерками 90–60–90. Взамен в модное пространство вторгаются новые «неформатные» тела: полные, пожилые, инвалиды, трансгендерные модели. И вот на этом фоне за последние месяцы в модных новостях одна за другой замелькали бодрые и элегантные красавицы преклонных лет.

altАйрис Баррель Апфель и Джони Митчелл ФОТО Getty Images 
читайте также«Наши представления о красоте меняются»

В рекламе коллекции весна-лето 2015 Saint Laurent задействована легендарная рок-певица Джони Митчелл: дизайнер Эди Слиман придумал для нее вышитую тунику в стиле фолк, полностью соответствующую ее манере одеваться в молодости. Однако при этом Митчелл, известная своими бескомпромиссными высказываниями, отозвалась о творениях Слимана без дежурной лести, ожидаемой от «посланников» бренда: «Это не новаторские работы, но их приятно носить, у меня были такого рода вещицы в разные периоды жизни». А вскоре целая серия снимков Митчелл в дизайнерских нарядах и развернутое интервью с ней появились на обложке специального весеннего выпуска New York Magazine, посвященного моде.

В том же ключе бренд Сéline сделал лицом своей новой рекламной кампании знаменитую американскую писательницу и журналистку 80-летнюю Джоан Дидион. Ее фотография в огромных черных очках обошла всю прессу, однако комментарии были неоднозначные. Многие поклонники литературного таланта Дидион отнюдь не радовались появлению их кумира в рекламе... Эдли Фримен из газеты The Guardian негодовала: «На меня нагоняет депрессию зрелище, когда модный бренд использует репутацию и художественный авторитет Дидион, чтобы продавать непомерно дорогие очки» (1). Вдобавок Джоан Дидион всю жизнь была известна как женщина с ярко выраженным индивидуальным стилем: ее черные водолазки и авангардные украшения давно перешли в разряд знаковых вещей – этот фактор тоже увеличивает «символический капитал» рекламы Сéline. И мы уж не говорим о ветеране «возрастной моды» 94-летней Айрис Баррел Апфель – после выставки ее персонального гардероба в музее Метрополитен любой музей костюма счастлив разместить в своих стенах эту экспозицию, которая теперь путешествует по миру.

altДафна Селф и Джоан Дидион ФОТО Getty Images 

Но, наверное, довольно примеров – очевидно, что мода поворачивается лицом к пожилым дамам. Почему? На первом месте здесь, конечно, социально-экономические причины: по статистике, доля людей «третьего возраста» в мировом населении сейчас увеличивается, они платежеспособны, много путешествуют, ведут активный образ жизни и хотят одеваться отнюдь не в скромные старушечьи темные облачения. Крупные корпорации, разумеется, идут навстречу требованиям рынка, не желая упускать этот перспективный и выгодный сегмент масс-маркета, и мода для пожилых сейчас уверенно завоевывает себе пространство у всех крупных ритейлеров. Еще один немаловажный фактор – многие состоятельные клиентки домов высокой моды – дамы в возрасте из арабских стран, которых кутюрье очень ценят на фоне драматического падения спроса на дорогостоящие дизайнерские наряды (фактически благодаря их заказам многие дома высокой моды только и держатся на плаву). Наконец, в политическом плане обращение к «третьему» возрасту полностью поддерживается идеологией «разнообразия» (diversity) и толерантности, благодаря чему пожилые дамы уже не ощущают себя «невидимым меньшинством», не стесняясь публично заявлять о своих желаниях и предпочтениях. Зрелые женщины сейчас гораздо больше, чем раньше, активно наслаждаются жизнью. Неслучайно сегодня выходит много романов о любви в зрелом возрасте, таких как «В канун Рождества» Розамунд Пилчер и «Бабушка – маков цвет» Ноэль Шатле (2).

В свое время Ролан Барт, анализируя культ юности и худого тела, с сожалением констатировал, что в моде царит «расизм молодых». Сейчас, похоже лед тронулся: седые волосы – тренд сезона.

1. Подробнее см. The Guardian

2. Р. Пилчер «В канун Рождества» (Слово, 2002); Н. Шатле «Дама в синем. Бабушка – маков цвет» (Лабиринт, 2002).

Документальный фильм Iris о жизни Айрис Апфель, в прокате с 5 июня

читайте такжеДневной крем Adobe Photoshop
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье