текст: Мария Денисова 

Алена Владимирская: «Не надо тащить детей в уходящий мир!»

Куда пойти учиться – вопрос, который возникает чаще у родителей, чем у детей. Особенно, в последнее время. Современные дети выросли в достатке: ценность денег у них девальвирована. Поэтому и работать надо начинать раньше. Где найти работу, почему родителям не надо давить на детей, и как помочь им определиться с делом жизни, мы поговорили с основателем HR-сервиса «Антирабство» Аленой Владимирской.
«Не надо тащить детей в уходящий мир!»: Алена Владимирская о профориентации
Psychologies: 

Выпускники не могут определиться с будущей профессией. Родители в панике, стоит ли волноваться?

Алена Владимирская: 

Когда ко мне приходят родители, я прежде всего спрашиваю: скажите, пожалуйста, если бы вам в 15, 16, 17 лет сказали: ты можешь путешествовать по всему миру совершенно спокойно, зарабатывать удаленно деньги, которых тебе хватит на жизнь, вы бы отказались? Вы бы пошли пахать на завод или в бухгалтерию, сидеть по 9-10 часов, выслушивать тошнотную Марьиванну, для того чтобы сделать никому не нужные таблички? Нет!

На самом деле это первая установка для родителей: мы огромные молодцы. Мы воспитали первое поколение, которое чувствует, что оно востребовано, адаптирует мир под себя. Технологии тоже меняют мир, поэтому сейчас есть масса удаленной работы, за которую вполне прилично платят. И давайте хвалить себя, а не ругать детей.

Как выбрать профессию для ребенка?

Мир стремительно меняется, и поэтому профессии, которые были востребованы еще несколько лет назад, теряют свои позиции. Мы хотим детям лучшего, но, опираясь на свой опыт, только тормозим их развитие. Мы исходим из того, какие профессии сейчас очень востребованы либо были востребованы пять-семь лет назад, а нужно исходить из будущего.

Большое количество профессий, которые всегда обеспечивали верный кусок хлеба, постепенно уходят. Классический пример – профессия бухгалтера. Ее сейчас уже постепенно автоматизируют. Сюда же относятся юрист, кассир, продавец, водитель такси – это все в течение пяти лет будет съедено автоматизацией. Поэтому, если вы желаете детям счастья, не надо их тащить в уходящий мир и в те профессии, которые кажутся правильными вам. В ближайшее время будут востребованы совсем другие профессии.

Какие профессии наиболее перспективны для сегодняшних выпускников?

Прежде всего, это все, что связано с робототехникой, IT и программированием. Еще все, что связано с инновационной медициной, агро и искусственным интеллектом. Специальности могут быть разные, но общие направления – вот эти.

Когда и как стоит начинать профориентировать детей?

Начинать имеет смысл лет с 10. Я предлагаю алгоритм для профориентации по возрастам. До 12 лет главная задача родителей – показать ребенку разнообразие профессий. Сейчас для этого много возможностей: кружки, музеи, активности типа «Экспериментариума», онлайн-образование. Не нужно ругать ребенка, если он начинает что-то и бросает. Для этого возраста важна широта, ребенок должен узнать и попробовать как можно больше. И если ему не интересно и он бросает, не надо вот этого, как было в нашем детстве, – мы тебя записали в музыкальную школу, вот как хочешь теперь 7 лет мучайся.



Если не мешать, то, как правило, к 12 годам определяется 2-3 интересных ребенку направления. Это, конечно, еще не профессия, не отрасль, только направление: например, мне интересны компьютерные игры, рисование, биология.

Ребенок должен найти для себя авторитет, который «потащит» его дальше в профессию

С 12 до 16 лет главный авторитет ребенка – сильный взрослый, но не родитель. Это возраст протеста. Поэтому главная задача родителей – найти человека, который станет таким авторитетом. Так было всегда. Многие шли в биологию, потому что в школе был клевый, харизматичный учитель биологии. Знакомые, друзья, увлеченные профессией, всевозможные кружки, активности, – ребенок должен найти для себя авторитет, который «потащит» его дальше в профессию.



В 16-17 лет подросток понимает, чего он хочет. Дальше ему надо помочь с выбором вуза, деньгами и другими ресурсами.



Родители часто и тяжело переживают, я сама переживала – у меня была такая ситуация, – когда дети бросают институт. Попробовал, не то, бросил, давайте перестанем воспринимать это как трагедию. Это ошибка. Мы прощаем себе значительно более серьезные ошибки, например развод. Ну не получилось. А вот неправильный выбор профессии почему то воспринимается как трагедия. Давайте не будем воспринимать это как катастрофу. Мы живем дольше, и за жизнь можно сделать несколько карьер. Ну случится этот выбор позже, на следующий год, ничего страшного.

«Не надо тащить детей в уходящий мир!»: Алена Владимирская о профориентации

Сейчас существует множество программ и курсов по профориентации, в том числе и очень дорогих. Есть ли в них смысл?

Есть курсы, которым я доверяю, есть те, которым не доверяю. Я не верю во все волшебные таблетки: профориентация по отпечатку пальца, по сетчатке – это, кстати, реальный случай. Я верю, что можно пробудить интерес подростка к тем профессиям, к которым он более склонен. Например, приходит подросток и говорит: я не знаю, чем хочу заниматься. Но мне нравится рисовать и я люблю компьютер. Вот тут можно ему рассказать, какие профессии существуют на стыке.

А если он приходит и говорит: «Я ничего не хочу»?

Это чаще всего реакция на родителей, значит, «запинали», задергали, заучили. Тут нужно просто разговаривать, спрашивать, – что ты любишь. Главное, чтобы рядом не было мамы. Потому что часто мамы приводят детей и стоят у них за спинами – я лучше знаю! И вот это совершенно тупиковая ситуация. А если удается поговорить с подростком наедине, то через несколько часов он раскрывается. И выясняется, что ему многое хочется, нравится, интересно. Но родители настаивают: ты должен быть тем-то. И ребенок совершенно потерянный. Ему нужно показать, что есть вот такие вещи, а есть вот такие. И оказывается, он много чего любит.

Работают ли компьютерные тесты и программы по профориентации?

Пока искусственный интеллект еще не дошел до такого уровня, чтобы определять. Думаю, тесты имеет смысл использовать только в сочетании с консультациями у специалиста. Несколько очных встреч помогут выяснить, к чему ребенок предрасположен. Если вы живете в маленьком городе и у вас нет возможности встретиться с консультантом лично, можно использовать скайп.

Основной навык человека будущего – адаптивность, умение постоянно учиться. Вот этому, к сожалению, наши вузы не учат

Насколько конкурентоспособно российское образование?

Я, как HR, много продаю наших IT-специалистов за рубеж и хочу сказать, что мы недооцениваем наше образование. У нас очень хорошее фундаментальное образование. Фундаментальные вузы из рейтинга 5/100 дают очень хорошее образование, которое ценится во всем мире. Есть только одно но: мы не умеем учить инновациям и, главное, не умеем учиться. Основной навык человека будущего – адаптивность, умение постоянно учиться. Вот этому, к сожалению, наши вузы не учат.

Еще один волнующий родителей вопрос: разрешать ли детям подрабатывать?

Я в последние годы вообще не встречала родителей, которые были бы против. Более того, чем обеспеченнее семья, тем скорее подростка мотивируют подрабатывать. Потому что ценность денег у современных детей сильно девальвирована: они выросли в достатке. Поэтому им надо подрабатывать, для того чтобы они поняли ценность денег, работы, научились вписываться в коллективы и прочее.

Существуют ли безопасные базы вакансий для подростков?

Самый безопасный ресурс – база future today, там можно найти первую работу и подработку. Есть соответствующие разделы на hh.ru и на superjob.ru. Вообще на всех рекрутинговых ресурсах есть сильная премодерация. У нас в «Антирабстве» тоже есть отдельная группа для молодежи. Там публикуются вакансии и предложения по стажировкам.

Выпуски вузов часто сталкиваются с проблемой: без опыта работы их не хотят брать. Куда им идти за опытом?

За опытом надо идти не когда заканчиваешь вуз, а раньше. На третьем-четвертом курсе начинать потихонечку работать. Большинство вузов предоставляет такую возможность – они довольно спокойно относятся к тому, что студенты подрабатывают. Не надо спешить и начинать работать на первых курсах университета. В это время задача другая – научиться учиться: что можно пропускать, что нельзя, что важно, что не важно, набрать базу знаний.



На старших курсах нужно начинать работать. Не ради денег, конечно, надо начинать работать по специальности. Поэтому очень важно выбирать вуз, в котором есть факультеты или кафедры, где преподают специалисты из реального бизнеса. В этом случае студентам предлагаются стажировки, предлагается писать совместные дипломы, работать и делать совместные проекты. Эти же работодатели и их конкуренты предлагают ребятам работу по окончании.

Об эксперте

Алена Владимирская

Алена Владимирская – основатель HR-сервиса для соискателей «Антирабство».

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты