psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Головина 

«У мозга все-таки есть ресурсы!»

Представляем вам эссе Елены Головиной, участницы конкурса #ПишиPsychologies. Елена выбрала для себя тему «Увлечения, которые сделают нас умнее».
Изображение мозга ФОТО Getty Images 

«Долгое время бытовало мнение, что люди достигают определенного уровня интеллекта и затем уже не могут его изменить – остается только жить согласно заложенному в нас природой потенциалу. Но недавно ученые доказали, что мы можем стать умнее… благодаря нашим увлечениям и хобби». (Идеи для конкурса эссе по ссылке).

В институте на психфаке об устройстве человеческого мозга нам рассказывала потрясающая женщина. Элегантная, живая, умеющая ярко и доходчиво донести до студентов информацию о принципах работы нервных клеток и механизмах памяти. А в перерывах между лекциями она садилась за рояль, который у нас стоял тут же «в кустах», рядом с доской, и играла прекрасные произведения классиков. Ей было за семьдесят. Она учила нас – учиться. Всегда, везде и всему. Учить иностранные языки, кататься на лыжах, разводить огонь без спичек в лесу. «Надо тренировать мозг, тогда нейроны в вашей голове будут жить долго, а вы качественно», – говорила нам Татьяна Николаевна. И мы воспринимали это как руководство к действию, очень уж хотелось на пенсии хотя бы приблизительно выглядеть как она.

Словарь:

  1. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы, представляет собой электрически возбудимую клетку, которая обрабатывает и передает информацию посредством электрических и химических сигналов.
  2. Синапс – место контакта между двумя нейронами
  3. Пластичность – это свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия.

Мозг: рождение и умирание

Ученые доказали, наш мозг пластичен. Новые синапсы создаются постоянно с момента внутриматочной жизни до самой смерти под воздействием различных стимулов и обучения. В детстве в строящейся коре головного мозга ежесекундно возникают сотни миллионов синапсов. Нейроны, полученные от рождения, стремятся установить связи. Детство – это этап великого обучения. С 10 до 18 лет нервный поток набирает наивысшую скорость. К 25 годам мозг выходит на пик своего могущества, и его развитие заканчивается. Начинается медленное угасание мозговой деятельности.

Но рано расстраиваться! Последние исследования ученых доказали, у мозга все-таки есть ресурсы! С 25 до 60 лет мозг продолжает создавать синапсы. Только теперь для этого нужно приложить усилия. Работу нашей головы необходимо постоянно стимулировать: заставлять искать решения новых задач, заниматься новыми видами деятельности, запоминать значения незнакомых слов, учить стихотворения, инструкции по пользованию, рецепты новых блюд…

После 60 лет мозг становится все менее гибким. Он хуже обрабатывает информацию и плохо адаптируется к изменениям. Но и в этом возрасте он сохраняет «познавательные резервы». То есть, чтобы быть умным – надо не переставать удивляться этим миром и интересоваться им в любом возрасте.

Примеры великих

Почти у всех известных ученых, писателей, политиков были увлекательные хобби, которые не пересекались с их основной деятельностью. Например, Дмитрий Менделеев, автор Периодической системы, шил чемоданы, и многие знаменитые люди делали ему заказы. Причем некоторые из его именитых соседей знали его именно как мастера по пошиву чемоданов, а не химика. Лев Толстой сам пахал землю, впрягшись в плуг, и шил обувь. Леонардо да Винчи был превосходным кулинаром. Франклин Рузвельт собрал одну из самых больших коллекцию марок в мире. Немало аналогичных примеров есть и у сегодняшних «умников». Возьмем первых лиц России, премьер-министр Дмитрий Медведев увлекается йогой, Президент Российской Федерации Владимир Путин – обладатель черного пояса по дзюдо. Переключение с одной деятельности на другую позволяет задействовать разные участки нашего мозга и поддерживать их функционирование на высоком уровне.

Выбор хобби за вами

Итак, большинство специалистов считают, что для поддержания высокой работоспособности мозга хорошо иметь хобби и увлечения. Но все же главное – найти дело, которое доставляет настоящее удовольствие. Чтобы понять, что это может быть, психологи советуют задать себе вопрос: «Чем бы я хотел заниматься, если бы мне предоставили возможность просто валять дурака?» И никаких правил здесь нет…

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье