psyhologies.ru
тесты
текст: Интервью Надежда Василевская 

Кристоф Андре: «Я научился принимать действительность»

Любая ситуация может стать шансом полнее проживать настоящее, уверен Кристоф Андре (Christophe André), французский психиатр и психотерапевт, сотрудник Медицинского центра St. Anne в Париже.

Психотерапевт, склонный к медитации

Любая ситуация может стать шансом полнее проживать настоящее, уверен Кристоф Андре (Christophe André), французский психиатр и психотерапевт, сотрудник Медицинского центра St. Anne в Париже. Среди множества его книг – «Советы психологов» («Conseils des psys», Odile Jacob, 2013), «Медитация день за днем» («Méditer, jour après jour», Iconoclaste, 2011), «Как общаться с трудными людьми» (Поколение, 2007).

Кристоф Андре (Christophe André)Кристоф Андре (Christophe André)
Psychologies:  

Судя по вашим книгам, буддистская философия изменила вашу жизнь, вы даже побывали в Дарамсале, резиденции Далай-ламы. Что произвело на вас самое сильное впечатление?

Кристоф Андре:  

Больше всего меня взволновала встреча с мастером Трулшиком Ринпоче (Trulshik Rinpoché). Ему 85 с лишним лет, а у него такой живой взгляд! Я разго-варивал с ним о физическом страдании и о депрессии. «Чем больше мы продвигаемся в принятии непостоянства, тем меньше это страдание тяготит нас», – объяснил он мне. Все проходит, и радости, и горе. Это должно вызывать у нас не разочарование, а легкость и доверие к миру.

Каким образом интерес к буддизму повлиял на вашу работу как психотерапевта?
К. А.:  

Прежде всего, я осознал необычайную важность сострадания. Пожалуй, я всегда старался проявлять симпатию по отношению к пациентам, но сейчас лучше понимаю, чувствую их страдания. Теперь мне проще помогать им, облегчать их боль – раньше мне мешало ощущение собственного бессилия и иногда – раздражение. В институте нас учили внимательно выслушивать жалобы пациента. Однако надо идти дальше, проявлять к нему тепло и готовность принять его таким, какой он есть.

Несколько лет назад у меня возникли проблемы со здоровьем. Я сам превратился в пациента и столкнулся с врачами, которые иногда даже не смотрели мне в глаза. И вот в один из дней мне должны были делать пункцию спинного мозга. Ее проводила очень милая, приветливая медсестра, от нее исходило настоящее человеческое тепло. И я просто физически почувствовал, как мои тревоги развеялись и меня накрыла ласковая волна. Теперь я говорю студентам: «Когда к вам входит пациент, идите ему навстречу, протяните руку…» Тот, кто страдает, должен встречать теплый прием.

Буддисты настаивают на важности сострадания. Но кроме того, они советуют всерьез работать со своим сознанием. Перекликается ли это с вашей практикой психотерапевта?
К. А.:  

Да, я был поражен, когда обнаружил сходство между когнитивной терапией и тем, что буддисты называют «тренировкой сознания». Для того чтобы иметь ясное сознание, мы должны понимать, что есть реальность, а есть наше суждение об этой реальности. И нельзя путать одно с другим. Если кто-то меня задел, обидел, это не значит, что он плохой или что я заслуживаю его упреки. Единственная реальность – это то, что он мне сказал, и то, что я почувствовал. Все остальное – лишь умопостроения, часто отравляющие нашу душу. Цель когнитивной терапии состоит в том, чтобы научить нас уходить с этих проторенных путей нашего сознания, освобождаться от автоматических реакций. Кстати, в этом нет ничего нового. Еще Марк Аврелий и Эпиктет говорили, что нас мучают не вещи, а представления о них. Чем лучше мы умеем управлять своими мыслями, тем больше свободы мы ощутим по отношению к происходящему. Когда я обнаружил, что такие же взгляды существуют и в буддизме, это произвело на меня сильное впечатление. Один из величайших буддийских наставников ХХ века Дилго Кхьенце Ринпоче (Dilgo Khyentsé Rinpoché) утверждал: «Цепочки мыслей и чувств бесконечно меняются, подобно облакам, меняющим свою форму под воздействием ветра, но мы тем не менее придаем им большое значение… Как только вы осознаете пустоту этих мыслей, они потеряют над вами власть и не будут сбивать с толку».

читайте такжеМедитация: взгляд без пристрастия
Неужели достаточно просто следить за своими мыслями, чтобы освободиться от них?
К. А.:  

Нет, но это первый шаг к достижению ясности сознания. Затем приходит черед упорной работы над нашими психологическими и эмоциональными автоматизмами. В нашей западной цивилизации принято думать, что душевное равновесие зависит от темперамента, склада характера или от того, что мы пережили в прошлом, и значит, возможность внутреннего благополучия зависит от того, как сложилась судьба. Для буддиста же тут нет никакой неопределенности: мир в душе – это не дар судьбы, а результат работы над собой!

Осознание того, что можно так относиться к душевному равновесию, изменило мои собственные психологические механизмы, но главное – суть моих разговоров с пациентами. Я им объясняю, что от одного понимания, кто они такие и откуда, им не станет лучше, хотя этот момент первого просветления сознания и очень важен. Терапия, которую я им предлагаю, это обучение, обучение равновесию – эмоциональному и в отношениях между людьми. Это требует регулярных встреч, но помимо них пациент, подобно музыканту, играющему гаммы, должен заниматься ежедневными упражнениями.

Источник фотографий: Филипп Мацас (Philippe Matsas)
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


читая, немного умиротворилась ) Спасибо !
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье