psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

О чем говорит мне эта картина? «Три возраста» Тициана

Искусствовед Марина Хайкина и психоаналитик Андрей Россохин рассматривают одну картину и рассказывают нам о том, что знают и что чувствуют. Зачем? Чтобы, (не) соглашаясь с ними, мы яснее осознали собственное отношение к картине, сюжету, художнику и к самим себе.
alt

«Три возраста» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) – одна из самых красивых работ Тициана Вечеллио. «Мы все рождаемся, чтобы потом умереть» – эта тема волновала Тициана с ранней юности. В 1512 году он посвятил ей эту, одну из первых своих работ.

«Жизнь продолжается»

Марина Хайкина, искусствовед: «Сюжет действительно кажется простым. Три возраста жизни: спящие младенцы, юноша и девушка и старец, все они изображены в идиллическом пасторальном пейзаже. Но многие детали указывают на то, что содержание картины интереснее. Вот внешний вид молодой пары. По канонам того времени живописцы изображали мужчин одетыми, а женщин обнаженными – за одним исключением. Речь об истории Дафниса и Хлои: пастуха Дафниса как раз рисовали нагим темноволосым юношей, а Хлою – в наряде пастушки с двумя лютнями и цветочной гирляндой в волосах. Картина Тициана явно связана с этим сюжетом. Возможно, историю любви Дафниса и Хлои мы и видим на первом плане. Изображение двух черепов перекликается с изображением влюбленных, но фигуру старика с черепами Тициан неслучайно расположил на заднем плане: говоря о неизбежности смерти, художник не хотел, чтобы смерть доминировала в картине. Здесь речь о жизни и любви. И доказательством тому – Купидон (он касается спящего дерева). Он связывает два мира, земной и небесный. Спящее дерево – метафора ожидания любви, как и спящий ребенок. Символична и маленькая фигурка рыбака в центре картины – он удит рыбу, он занят делом. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается».

читайте такжеО чем говорит мне эта картина? «Лавандовый туман» Джексона Поллока

«Влечение может и уничтожать»

Андрей Россохин, психоаналитик: «Отношения пары на переднем плане картины кажутся мне необычными. Они эротичны только на первый взгляд. Поза молодого человека повторяет позу старика, да и выглядит он таким же изможденным, отчужденным, как старик. Я вижу дерево, склонившееся над ним, ветка дерева как будто повторяет его позу. Это усиливает мое ощущение надлома и угасания мужчины. Этому человеку точно не до любви, в отличие от женщины, полной жизни и страстного сексуального желания. Все остальные персонажи как будто замерли, застыли. На мой взгляд, картина печальна и полна скорби. Для того чтобы понять причину, важно знать историю полотна. Тициан написал его в 1512 году, а двумя годами раньше внезапно, в самом расцвете сил, умер его друг Джорджоне (1). По одной из версий он не вынес предательства своей возлюбленной. И эта картина кажется мне и прощанием с близким человеком, здесь отражена работа горя.

«Три возраста» – это история печальных отношений двоих: мужчины и женщины. Неслучайно здесь два младенца, двое взрослых, два черепа. Младенцы обнимают друг друга, у них все хорошо: между ними еще нет половых различий и нет конфликта, они соединены. Рассказывая про средний возраст, Тициан, возможно совершенно бессознательно для самого себя, показывает, что сексуальное влечение может не только давать жизнь, но и уничтожать. Женщина как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь. Но в конечном счете время ведь победит и ее. Старик, который разглядывает два черепа, – возможно, сам художник. Он рассказывает историю мужчины и женщины, любви и предательства, рождения и смерти».

1 Выдающийся художник эпохи Возрождения, музыкант, наставник Тициана. Умер в возрасте 35 лет. Лицо молодого человека на картине очень похоже на автопортрет Джорджоне.

Тициан Вечеллио (1488 (1490)-1576) – мастер итальянского Возрождения, «король живописцев и живописец королей». Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был великолепным портретистом. Жил в Венеции.

читайте такжеПочему мне нравится эта картина
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье