psyhologies.ru
тесты
текст: Эльза Лествицкая 
PSYCHOLOGIES №113

«От наших отношений с временем зависит, будем ли
мы счастливы»

Мы не живем в настоящем, поскольку заняты своими воспоминаниями или ожиданием будущего. Время становится источником депрессии, когда привлекает внимание к нашему разочарованию: ведь наслаждение ускользает от нас, едва мы его достигнем. Как освободиться от желания успеть все, чтобы обрести счастье?
Дерево осенью ФОТО Getty Images 
Брижитт Ситбон

Брижитт Ситбон (Brigitte Sitbon) – философ, преподаватель Высшей школы практических исследований (Франция), сотрудник Национального центра научных исследований, автор книги «Бергсон и Фрейд» («Bergson et Freud», PUF, 2014).

Psychologies:  

Существует ли представление о времени, общее для всех людей?

Брижитт Ситбон:  

Наши представления о времени относительны, они варьируются в зависимости от индивидуальных различий между людьми, и к тому же они менялись на протяжении человеческой истории. Например, у древнего грека было представление о вечном возвращении, поскольку в Древней Греции время понимали как цикличное явление, подобное вращению планет. Позднее монотеизм, вначале иудейский, затем христианский, привел к линейному видению времени. Именно эта точка зрения сегодня преобладает на Западе. На всех нас оказывает влияние идея прогресса, ориентированного от начала к концу, и представление о том, что мы смертны.

пройдите тесты

Как вы расходуете свое время?

Какие струны в душе каждого из нас задевает время?

Б. С.:  

Оно затрагивает два наших основополагающих свойства: первоначальное «беспокойство» и нашу волю к преодолению. Мы «беспокойны» по своей природе, потому что нами движут многочисленные, всегда новые желания, которые мы лихорадочно стремимся удовлетворить. Но мы также сознаем, что смертны, а значит, не можем удовлетворить их все. Отсюда типичное для нас нетерпение. Нетерпение и желание наслаждаться любой ценой усиливаются по мере умножения наших потребностей, реальных или виртуальных, и исчезновения самых разных границ. Этот отчаянный поиск все более многочисленных объектов удовольствия, которые, как мы воображаем, необходимы для нашего благополучия, служит причиной экзистенциальной тревоги нашей эпохи. Сегодня время – фактор депрессии, потому что оно привлекает внимание к нашей фрустрации и разочарованию перед лицом наслаждения, которое ускользает от нас, едва мы его достигнем.

«Покорение времени. Как время воздействует на нас, а мы на время»
Стив Тейлор «Покорение времени. Как время воздействует на нас, а мы на время» Мы часто спешим, торопимся, сетуем на нехватку времени и невозможность совладать с ним. И каждому из нас доводилось замечать, что в детстве время текло гораздо медленнее, а чем старше мы становимся, тем больше оно ускоряется. Книга британского писателя Стива Тейлора – это попытка объяснить, почему в разные периоды мы воспринимаем время так по-разному.

Может быть, из-за этого у нас возникает впечатление, что время ускорилось, что оно ускользает от нас и неподвластно нам?

Б. С.:  

Время не может ускориться само по себе, нам может лишь показаться, что оно ускорилось. Скорость течения времени не изменилась. А что изменилось, так это направленность нашего внимания: оно рассеивается из-за темпа нашей работы, необходимости высоких показателей, постоянных призывов к потреблению... Отсюда впечатление, что время уходит, ускользает от нас. Это ощущение объясняется тем, что мы не пребываем полностью в настоящем, а всегда заняты своими воспоминаниями или ожиданием будущего, в которое мы себя проецируем. «Дело в том, что настоящее обычно ранит нас», – утверждал Паскаль, потому что если оно приятно, мы хотим его удержать, а если неприятно, мы обращаемся к будущему. И добавляет: «Так что мы никогда не живем, а только надеемся жить»1.

Значит ли это, что все попытки жить в настоящем моменте – лишь самообман?

Б. С.:  

Не обязательно. Жить в настоящем моменте – значит смаковать настоящее и извлекать из него все радости, не беспокоясь ни о дне, ни о часе нашей смерти, который предопределен для каждого, сознаем мы это или нет. В итоге это значит уйти от представления о смертности, которое нас так тревожит, а следовательно, и от острого желания успеть все за слишком ограниченное время. В каком-то смысле это значит жить с представлением, что мы вечны. Это возможно, но для этого требуется отстраниться от материальной стороны жизни, которая захлестывает нас с головой.

читайте такжеКак успевать больше за то же время

Можно ли сбросить скорость?

Б. С.:  

На первый взгляд это трудно себе представить, ведь для этого нам следует подавить в себе то чувство насущной необходимости, которое заставляет быстро действовать в пределах ограниченного времени. Это подразумевало бы отказ от деятельного индивида (а это преобладающий тип в современных обществах) и обращение к созерцательному, праздному человеку, жившему в мифическом и райском Эдеме; это означало бы восхвалять лень и порицать труд, а не придавать ему сверхценность! Но такой подход заставил бы нас на какое-то время отказаться от всей той деятельности, которая и обеспечивает наше существование.

Выходит, мы должны изменить свой взгляд на мир?

Б. С.:  

Сегодня мир для нас представляет собой совокупность инструментов. Следовало бы перестать смотреть на окружающее нас как на инструментарий, перестать рассуждать в терминах целей, которых требуется достичь, и остановиться на самом действии, которое ведет нас к ним; например, прекратить думать о пище как о полезных для здоровья веществах и сосредоточиться на самом удовольствии от еды; не рассматривать свежий воздух как источник кислорода и оценить радость движения на прогулке. В сущности, наше отношение ко времени говорит о том, насколько мы предрасположены к тому, чтобы жить счастливо.

1 Б. Паскаль «Мысли. Афоризмы» (АСТ, 2011).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье