psyhologies.ru
тесты
текст: Изабель Тоб 

Тоби Натан: «Я борюсь с духами»

Чтобы помочь человеку, важно учитывать, что мы в этом мире не одни – рядом живут существа, влияющие на нас. В этом уверен этнотерапевт Тоби Натан.
Тоби Натан (Tobie Nathan), профессор клинической психологии университета Paris VIII (Франция), автор исследовательских работ по этнопсихотерапии, писатель, основатель консультативного центра психологической помощи семьям мигрантов, автор блога tobienathan.wordpress.com Тоби Натан (Tobie Nathan), профессор клинической психологии университета Paris VIII (Франция), автор исследовательских работ по этнопсихотерапии, писатель, основатель консультативного центра психологической помощи семьям мигрантов, автор блога tobienathan.wordpress.com
Psychologies:  

Вы один из ведущих специалистов по этнопсихотерапии. Расскажите, пожалуйста, в чем ее особенность?

Тоби Натан:  

Мы, этнопсихотерапевты, стремимся показать, что для понимания и лечения психического расстройства необходимо в какой-то мере учитывать культурный и политический аспект. Проще говоря: африканец, малаец, индиец и европеец будут болеть по-разному, и терапия даст больший эффект в том случае, если в ней будут учитываться особенности их мировосприятия, обусловленные происхождением, религией, традициями. Если пациент приписывает свое неблагополучие действию колдовства или незримого духа, мы с уважением относимся к такому объяснению. В конечном итоге здесь происходит обмен: больной передает нам свое знание, а мы знакомим его с другим типом знания. При этом европеец прекрасно может вылечиться у китайского иглотерапевта, а берберу может помочь бельгийский психоаналитик. Когда наш консультативный центр этнопсихотерапии только открылся, мы работали главным образом с мигрантами: африканцами, азиатами. А постепенно стали работать и с местными уроженцами.

Неужели в Европе нас тоже одолевают духи? В это трудно поверить...
Т. Н.:  

Мы видим, как на рейв-вечеринках молодые люди впадают в транс. Что вводит их в это состояние? Музыка? Алкоголь? А может, дело в чем-то совсем другом… Все мы связаны с некими невидимыми силами, которые проявляются, когда нам плохо, у каждого из нас свои суеверия, свои призраки. Между прочим, в Европе целителей почти столько же, сколько врачей. Разумеется, я не хочу сказать, что доверять можно им всем. Скажем, я лично – еврей, который родился в Египте, потомок раввинов, занимавшихся целительством… Может быть, именно поэтому западный подход к пониманию психических нарушений представляется мне примитивным. Когда мы работаем только с индивидуальной психикой, это отсекает нас от жизни. В этнопсихотерапии, напротив, жизнь кипит на сеансах, в которых подчас участвует довольно много народу: пациент, его близкие, переводчик, говорящий на его родном языке, терапевты...

читайте такжеСомнамбулизм без мистики
Вы изучали психоанализ. Что вы оставили себе из этих знаний?
Т. Н.:  

Психоанализ меня увлекал с юности, но я никогда не считал себя психоаналитиком. Я терпеть не могу всевозможные лагеря и группировки, так что не стремлюсь и в психоаналитическую. Не говоря уж о том, что я считаю эдипов комплекс заблуждением: дети не интересуются своими родителями в сексуальном плане, они интересуются себе подобными. Это доказано результатами многих опросов, проведенных в северных странах. Например, детей обоего пола в возрасте 5–6 лет спрашивали, с кем они позднее хотели бы пожениться. Большинство ответили: «с братиком (сестричкой)», «с одноклассником» или даже «с моей собачкой». Только 7% выразили желание сочетаться браком со своими отцом или матерью! А если пациенты на сеансах так много говорят про папу и маму, это связано с тем, что предмет беседы определен заранее: они отлично знают, чего от них ждут. Я не готов согласиться и с тем, что Фрейд своей теорией бессознательного создал особую мифологию для жителей Запада. Ведь мифология – это всегда плод коллективного творчества. А Фрейд предпочел сформулировать закон, которому мы все должны лишь подчиняться. В то время как с существами мифической природы можно хитрить, торговаться, вступать в переговоры.

читайте такжеВстречи с паранормальным

Его путь

Тоби Натан родился в Каире (Египет) в 1948 году. Высшее образование получил во Франции, защитил кандидатскую диссертацию по психологии под руководством Жоржа Девре (George Devereux), основателя этнопсихоанализа. Тоби Натан основал первый во Франции консультативный центр по этнопсихотерапии при парижском госпитале Авиценны. Работал советником посольства Франции в Израиле и Гвинее. Он автор девяти книг, последняя – «Этно-роман» («Ethno-roman», Grasset, 2012).

Источник фотографий: MICHEL LABELLE FOR PSYCHOLOGIES MAGAZINE (FRANCE)
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье