Как я прожила семь дней, не жалуясь на жизнь

По всем приметам мы с друзьями должны были провести прекрасный вечер... Но тут я вспомнила, что потеряла конспект. Подруга сказала, что не успела сходить на выставку, кто-то ответил, что все время хочет спать… Нытье и жалобы оказались увлекательным занятием и задали нашему вечеру новый поворот.

Обычно, когда мне удается выговориться, на душе становится легче. Но в тот день я почти физически ощущала негатив нашей встречи.

Последней каплей стала эсэмэска от подружки: «Приходи в гости, я соскучилась по твоему нытью». Неужели это про меня?

И тогда я решила: никаких жалоб до следующего понедельника. Буду записывать свои победы в блокнот, а в конце недели подведу итоги.

На следующий день я решила изучить вопрос, но оказалось, что найти информацию не так просто. Несколько очень «земных» работ нашлись у американских психологов: оказалось, здесь любят жаловаться. В конце 70-х жалобы занимали 3-е место в топ-списке проблем семейных пар1. Каждый делает это минимум 4 раза в день, но никто не любит слушать жалобы других2.

Этот безвредный способ выразить себя при всей своей распространенности не одобряется в обществе

Но что такое сама жалоба? Этот в общем-то безвредный способ выразить себя при всей своей распространенности не одобряется в обществе. Почему? Культурный парадокс. Элегия — лирический жанр для выражения печали и грусти, философского размышления, существует в литературе и поныне. Плач Ярославны, фольклорные страдания...

Может, изменилась сама жалоба как явление?

Самые древние формы жалобы — плач и причитание, употреблялись в ритуале прощания с умершими родными. Это был особый вид сакральной коммуникации с очень мощными текстами, которые помогали пережить утрату, оформить в слова свои эмоции.

«Уж он уйдет, по той да пути-дороженьке, оттуда нету пешего-то выходу, конного-то выезду, eж он не пошлет тебе ни письма, да и ни грамотки, да никакой-то вот весточки…»

После таких текстов жаловаться как-то расхотелось.

Оказывается, мы вливаем новое содержание в очень древнюю форму. И язык сам сопротивляется, если оно оказывается недостаточно глубоким.

Новую неделю я начала с записи в блокноте

День 1.

10:00 Продержалась ровно час, потом начала рассказывать о том, сколько всего надо сделать, чтобы подготовиться к свадьбе моей школьной подруги. Неужели это прозвучало как жалоба? Я за них рада, они прекрасные ребята и давно вместе... В общем, в блокноте появилась запись: «Не считается».

День 2.

11:00 На вопрос своего бойфренда: «Как ты?» я послала ему сообщение о том, как я устала, приправленное восклицательными знаками и смайликами. Что на самом деле… снова обман, потому что чистая жалоба. К счастью, он этого не заметил и только спросил, где мы встретимся вечером.

День 3.

14:00 Чтобы не жаловаться, решила за обедом помалкивать или задавать вопросы другим. В одном из ответов мое натренированное ухо расслышало явную жалобу. Оказывается, со стороны это звучит так противно... И я быстро сменила тему разговора.

Поговорили о приятном — планах на лето. Стало гораздо лучше!

Я поняла: задавая вопросы, надо обращать внимание на то, как они звучат и с какой интонацией произносятся. Наводящих вопросов на тему «как все плохо» не задаем!

День 4.

Держу ситуацию под контролем. Когда после полуночи мне пришло сообщение «Почему не спишь?» и рука привычно набрала ответ, я его стерла. А взамен написала: «Хочу закончить перевод, статья очень интересная, не хочу отрываться». Вот так. Мне даже стало интереснее работать.

День 6 (заключительный).

Пропустила пятый день, потому что вполне успешно справилась с собой: ни разу не пожаловалась ни себе, ни людям!

Дорога домой — каждый раз отдельное испытание: час пик в метро, электричка...

Но вот наступила пятница — традиционно в конце недели я еду домой на выходные. Дорога домой — каждый раз отдельное испытание: час пик в метро, электричка, а дома кот, который точно что-то разбил в моей комнате… «Как трудно жить», — говорю я самой себе.

Но в метро мне вдруг встретились припозднившиеся музыканты, а в электричке контролер подмигнул и сказал, что моя новая прическа нравится ему гораздо больше (а ведь и правда — всех контролеров я давно знаю в лицо). И уже поворачивая ключ в двери, я услышала, с какой радостью, роняя все по пути, кот несется мне навстречу. Как же хорошо дома!

В выходные я раздумывала о своем эксперименте. И поняла, что немного соскучилась без возможности поныть и получить взамен поддержку.

Наверное, совсем не жаловаться и копить в себе негатив тоже нельзя: чрезмерная грусть приводит к депрессии, а сдерживаемые порывы — к взрыву по самому ничтожному поводу. Значит, надо учиться жаловаться правильно. Я отметила для себя три важных пункта.

Выводы, к которым я пришла

1. Не каждую жалобу нужно озвучивать. За эти дни я с удивлением заметила, что достаточно потерпеть несколько секунд, чтобы жаловаться расхотелось.

2. Прежде чем пожаловаться, определите для себя, чего вы хотите. В большинстве случаев мне нужна была просто поддержка. И я ее получала, правда, не всегда.

Если вы знаете, какая поддержка вам нужна, подумаете, к кому за ней обратиться. Жаловаться маме на то, что не устанавливается новое приложение — бесполезно. Как и требовать от друга, чтобы он вас просто выслушал… А вот с приложением он бы помог.

3. Жалоба — серьезный жанр. Не превращайте ее в нытье.

Дело в количестве. Есть такая притча: один мудрец как-то рассказал ученикам веселую историю. Все засмеялись, после чего он снова рассказал эту же историю. На этот раз засмеялись лишь несколько человек. Он рассказал эту же историю в третий раз. Теперь уже никто не смеялся.

Мудрец сказал: «Если вы не можете посмеяться три раза над одним и тем же, почему вы продолжаете все время плакать об одном и том же?»


1 «Personal Relationships» Journal of Marriage and Family, 1981, vol. 43, № 2.

2 R. Kowalski «Complaints and complaining: functions, antecedents, and consequences», Psychological Bulletin, 1996, March.