текст: Елена Шевченко 

Когда бессознательное со мной заговорило

Смешные оговорки, волшебные сны, действия, совершенные как будто по ошибке… Иногда эти нелепости радуют своей неслучайностью, иногда кажутся плохой шуткой, а временами просто забавляют! Наши герои – психотерапевт, парфюмер и писательница – рассказывают, как они относятся к этим сигналам «из-под сознания».
Когда бессознательное со мной заговорило

«Кубок большого члена (вместо «шлема»)», «подмосковный климакс («Климовск»)», «Государственная автоинфекция («автоинспекция)», «разродиться с кредиторами (расплатиться)», «разрыв между доходами богатых и бедных мы будем сохранять («сокращать»)»… Дикторы, комментаторы, политики всех рангов время от времени попадают в плен собственных ошибок. Иногда эти оговорки становятся частью репутации, как в случае экс-президента США Джорджа Буша, чьи неудачные выражения удостоились специального термина «бушизмы».

В век массовых коммуникаций каждое двусмысленное действие или неудачно сказанное слово немедленно попадает в интернет, оседает в соцсетях, кочует из блога в блог, постепенно обрастая множеством комментариев и иногда превращаясь в мем, который цитируют и повторяют немыслимое количество раз. В чем причина такого упоения ошибками? «Когда человек оговаривается, в нем проглядывает его реальное «Я», – объясняет психоаналитик Светлана Федорова. – Сходство звучания некоторых слов «обманывает» наши психологические защиты, и бессознательное прорывается наружу в виде оговорок, которые могут выдать наши желания, открыть обман. Нас завораживают ошибки известных людей, поскольку разрыв между их реальным и воображаемым образом сокращается, нам нравится, когда говорящий разоблачает себя, показывает, что он такой же, как и все, у него тоже есть сексуальные желания, скрытая агрессия, детские страхи и мечты. Нас забавляет не только оплошность, но и реакция того, кто ее совершил: в это мгновенье он чувствует себя голым в толпе. Смеясь над кем-то известным, мы чувствуем власть над ним, поскольку меняемся ролями: низвергаем его с пьедестала и возвеличиваем себя». Безусловно, наши неожиданные слова и поступки несут в себе некую истину, причем главные адресаты этих посланий – мы сами. Эти оплошности вписаны в нашу личную историю, они появляются в определенном контексте и вследствие только нам присущих ассоциаций и мыслей. Вот почему не стоит поддаваться искушению интерпретировать оговорки и сны других людей. Гораздо интереснее услышать от них самих, как они распутывают эти таинственные хитросплетения.

читайте такжеБессознательное умнее, чем кажется
alt

Кристоф Андре, психотерапевт «Мой детский сон»

«Мне снилась огромная темная комната, с очень высоким потолком и балконом по периметру. Стены были черные, а посреди комнаты стояли бетонные умывальники. (Теперь я бы, конечно, сказал, что это туалет в школе или детском лагере.) Я лежу в одном из этих умывальников и вроде сплю. По-моему, я голый. Но даже если это не так, мне холодно. Наверху по балкону ходят женщины. Они чем-то заняты, оживленно беседуют друг с другом. Очевидно, что они меня видят, но никто из них мной не интересуется... Вот, в общем-то, и весь сон. Я ничего не боюсь, чувствую себя нормально, мне не грустно. Просто я понимаю, что теперь мне придется самому выпутываться, как-то выбираться из этого места, которое вдруг начинает казаться мне тюрьмой. Важно, что этот сон, который приснился мне в шесть или семь лет, до сих пор сохраняется неизменным в моей памяти. Но я так и не разобрался, что бы он мог значить или о чем он хотел мне сообщить. Главное, что мне совершенно не хочется этого знать. Может быть, я боюсь. А может быть, потому что мне этого просто не нужно. Я подозреваю, что он говорит о моих отношениях с матерью или с другими женщинами, но я уже достаточно проработал эту тему и не испытываю потребности идти дальше. Я предпочитаю нести в себе тайну скрытого смысла этого сна, если там вообще есть смысл…»

alt

Серж Лютанс, парфюмер «Суть творчества»

«Мне было всего две недели, когда мать отдала меня на воспитание в другую семью: тогда, в 1942 году, французский закон осуждал адюльтер, а мой отец не был ее мужем. Она смогла забрать меня лишь после войны. А я мечтал, придумывал себе ее образ – чтобы выжить. Однажды, когда мне уже было лет семь, мать, разбирая шкаф, достала старое платье – вечернее, черное, когда-то очень красивое. И вид этих лохмотьев вдруг поразил мое сердце. Это был шок, озарение: я никогда не видел мать в этом черном платье. Но с пронзительной ясностью знал: его она носила все мое детство, других у нее не было. Реальность внезапно зачеркнула мои детские фантазии: я увидел отверженную, несчастную женщину, хотя всю жизнь воображал ее светлой, прекрасной. Это было невыносимо: найдя ее снимки той поры, я в ярости их порвал... Все это я осознал лишь много позже, пытаясь осмыслить свои отношения с черным цветом. Осознание неосознанного – для меня это и есть суть творчества. Бессознательное – это то, что существует во мне и что я должен для себя открыть. Это зеркало, в котором нужно разглядеть свои черты, восстановить смыслы своей жизни. Именно оно определяет наши вкусы, образ мыслей и тот выбор, который мы совершаем. Оно требует, чтобы мы услышали его, прекратили прятаться от самих себя. Иначе оно проявится само – в нелепых поступках, болезни или депрессии. Иначе оно нас уничтожит – по крайней мере как личность, способную творить. Бессознательное заставляет выразить себя – свое несогласие, гнев, желание, страх – как угодно, в самых крайних формах. В этом и есть наша свобода: творец всегда освобождается от чего-то. Ведь мы создаем не только «для», но всегда и «против». Без этого я бы не создал ни одного из своих ароматов».

alt

Татьяна Устинова, писательница «То, что мною управляет»

«Каждый раз, когда я сажусь писать, я, как честный автор (да еще и детективных романов), готовлю план, где намечено, что будет происходить с героями на следующих ста страницах. И еще ни разу мне не удалось написать роман в соответствии с планом. Что-то управляет мною, то, что я не могу контролировать. Вот, например, недавно я неожиданно для самой себя создала героя, который уже второй роман живет со мной. Хотя я никогда не писала сквозных персонажей – мне с ними скучно. Но этот вдруг пошел в гости к героине, которая по моему плану совсем ему не предназначалась. А подобрать двух более неподходящих друг другу людей просто невозможно! Но когда он вышел от нее, стало понятно, что все, что я запланировала для него, никуда не годится. Он уже никуда не денется из ее жизни, из ее дома и из ее головы. И это не мое решение. Это не я его приняла. Наоборот, теперь я с ними мыкаюсь, потому что они действительно не подходят друг другу, но они никак не могут расстаться. Совершенно меня замучили! Так и работаю. Сначала пишу план. А потом пишу поперек. Вообще, мне кажется, что все наши истинные желания и страхи – бессознательные. Гениальный Достоевский пытался раскопать, какие в нас бушуют темные силы, какие там скачут «бесы». Бесы бессознательного могут, спровоцированные неизвестно чем, выпрыгнуть наружу в любой момент из любого из нас. И тогда весь этот мир, такой уютный и прекрасный, в котором мы существуем, окажется картонным и упадет нам на голову. И мы окажемся под обломками, голые и несчастные. Так обязательно бывает хотя бы один раз в жизни каждого. Мне кажется, нельзя отвергать то, что мы не можем себе объяснить».

Подготовила Елизавета Замыслова

Источник фотографий: EAST NEWS, PASCALITO FOR PSYCHOLOGIES FRANCE, АНДРЕЙ БОГДАНОВСКИЙ
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты