«Я был маленьким Буддой»

В возрасте трех лет этот обычный мальчик из Швейцарии был объявлен реинкарнацией Тринле Ринпоче — умершего буддийского монаха. Мы разыскали его спустя много лет в Париже, и Тринле Тулку рассказал нам о свой удивительной судьбе <nobr>ребенка-избранника</nobr>.
alt

Фигура подростка, хромированный велосипед, на котором он разъезжает по парижским улицам; голубые глаза, лучезарная улыбка и неуловимый акцент, не поддающийся определению. Тринле Тулку Ринпоче родился в Швейцарии; его отец – француз, а мать – американка. Но заговорил он сначала по-тибетски, поскольку вырос в буддийском монастыре: «тулку» означает «реинкарнация», а «ринпоче» – уважительное обращение, буквально «драгоценный учитель». Молодой человек просто рассказывает нам о том, что его нынешняя жизнь – лишь продолжение других жизней, от одной реинкарнации к другой, и что он знал об этом с самого начала.

Когда его мать была беременна, у нее, совершенно не разбиравшейся в буддизме, было предчувствие, что малыш будет как-то связан с Буддой. Тогда же его отец, член французского парламента, случайно оказался в Париже в одном отеле с Кармапой, знаменитым буддийским наставником. Парламентарий заглянул в конференц-зал и послушал его поучения, которые произвели на него большое впечатление. Ребенок появился на свет десять дней спустя. Родители решили назвать его Ананда в честь двоюродного брата Будды, имя которого означает «всеми любимый»…

На следующий год семья уехала в Индию, в Сикким, чтобы повстречаться с Кармапой XIV. Когда малыш увидел его святейшество… то бросился к нему в объятия. В свои 14 (!) месяцев он понимал то, что говорил ему наставник по-тибетски. «Я стал вспоминать и рассказывать о человеке, которого многие члены общины опознали как моего „предшественника“: я был тулку, то есть новым воплощением буддийского наставника, умершего двумя годами раньше»…

читайте такжеРожденная заново: как избавиться от родовой травмы
alt

Ананда, получивший новое имя Тринле Тулку, вместе с матерью на два-три месяца поселился в Непале. Теперь он только и думал о том, чтобы жить вместе с монахами, – вплоть до того, что однажды собрался совершить побег с корзиной для пикника, в которую были сложены все его игрушки! Но малышу было мало заявить о себе: «Я – тулку! Наставники тем не менее могли его не признать. Они тоже должны были быть убеждены в том, что перед ними действительно тулку. С Анандой вышло именно так.

Упрямому мальчику понадобилось время, чтобы заставить родителей уступить: в 1978 году, когда ему было три года, они согласились с тем, чтобы их сын жил в Индии, в монастыре неподалеку от Дарджилинга. Его стал опекать Калу Ринпоче, наставник, который был близок к «предшественнику» Тринле.

«Он привел меня в мир высочайшей духовности и поставил перед важнейшими вопросами бытия: что есть жизнь, что – смерть и как к ней относиться? Монахи были так добры, что дали мне глубокое образование…» Мальчик был счастлив наконец-то щеголять бритой головой и бордовым одеянием, которого он так добивался; большую часть года он жил с монахами, а остальное время проводил с родителями во Франции и в США. Он учился читать и писать по-тибетски и получал образование, предусмотренное для тулку, вместе с другими взрослыми учениками. «Теория была мне скучновата, но, когда начинались истории, я это просто обожал и запоминал абсолютно все».

Посетителей монастыря поражал этот маленький мальчик. Он с серьезностью относился к учению и при этом шалил, смеялся и носился по монастырским коридорам. Его мать, поселившаяся поблизости, навещала его почти каждый день. Тринле такая жизнь полностью устраивала. «Я осознавал, что у меня необычное детство. Когда я видел других детей, я их не всегда понимал. Мне нравилось проводить с ними время, делиться своими игрушками и конфетами, но меня интересовали совсем другие вещи».

У Тринле нет неприятных воспоминаний о детстве, хотя жизнь он вел более чем спартанскую: скудная пища и умывание холодной водой… «Я закалился и был прямо-таки сгусток энергии! У меня всегда были румяные щеки, и я никогда не мерз. А когда сеансы медитации казались мне чересчур длинными – четыре-пять часов для трехлетнего ребенка многовато, – я уходил поиграть…»

Сколько буддистов в мире?

Три вопроса о последователях Будды

alt

На наши вопросы отвечает историк религии Борис Фаликов – кандидат исторических наук, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ, автор многих книг и статей по истории и философии религии.

Буддизм является четвертой – по числу сторонников – религией мира после христианства, ислама и индуизма. В мире 350 миллионов буддистов, то есть 6% населения земного шара. Большая их часть сегодня живет в Юго-Восточной Азии, Японии, Монголии и Тибете. Буддизм популярен и в России, он традиционно наиболее распространен в Прибайкалье и Забайкалье, в Бурятии, Калмыкии, Туве и на Алтае.
Каковы основные постулаты буддизма?
Существуют несколько направлений буддизма, но все они признают «четыре благородные истины»: жизнь есть страдание; у страдания есть причина; страдание можно остановить; есть способ прекратить страдания. Полное прекращение страданий называется «нирваной». Южная ветвь буддизма считает возможным достижение нирваны собственными усилиями. В северном – тибетском – буддизме большую роль играет бодхисаттва – наставник, ведущий людей по пути совершенствования. Поэтому в тибетском буддизме придают особое значение тулку, которые, имея опыт предыдущих жизней, могут помочь людям приблизиться к нирване.
Как находят тулку?
Каждый раз после смерти ламы начинается поиск его новой инкарнации. Чтобы найти тулку, следуют указаниям ламы, которые он мог оставить в своих письмах, расспрашивают его близких. Иногда кому-то из лам снится сон, в котором содержатся указания места и обстоятельств рождения ребенка-тулку… Иногда поиск длится годами, особенно в периоды войн или других бедствий.

Основным критерием при выявлении тулку являются воспоминания ребенка о предшествующем рождении. Ему показывают (среди других) предметы покойного ламы; если он их опознает, то подлинность перерождения получает «эмпирическое» доказательство. Ребенка объявляют новым воплощением ламы. В настоящее время в мире живут около тысячи тулку, в основном мужчины.

Б. Ф.

alt

«Когда мне исполнилось 12 лет, я решил больше не отвечать на вопросы западных журналистов. Они не понимали той жизни, которой я жил, и вопросы, которые они задавали, не имели для меня смысла. Они думали, что мной манипулируют, что я в руках своего рода секты. Они не хотели услышать того, что я им объяснял, и писали то, что не имело никакого отношения к моей реальной жизни». Именно для того, чтобы объяснить внутреннее содержание своей жизни, он согласен сегодня рассказать немного о себе.

«Не буддисту это может показаться сложным для понимания, но я с самого раннего возраста отдаю себе отчет в той нравственной дисциплине, которую взялся соблюдать. Духовная практика представляется мне самой важной вещью. Уже в моем детском сознании это было самым важным; мне казалось, что это нечто волшебное, что позволит мне обрести свободу, победить жизнь и смерть, исполнить все мои мечты…»

Перед смертью предшественник Тринле написал своему другу Калу Ринпоче стихотворение, в котором объявлял ему, что вновь родится на Западе, и просил отвезти его туда, когда придет время. И старый наставник провез своего юного воспитанника по всем буддийским центрам Запада.

Анна, мать Тринле: «Он стоял на своем…»

«Каждая мать стремится прежде всего обеспечить счастье своего ребенка. Мой сын родился с собственной судьбой, и ее надо было уважать. Совсем еще малышом он мне сказал: «Мама, я не такой, как другие мальчики. Я хочу стать монахом». И он стоял на своем… Как было к нему не прислушаться? Некоторым образом я была абсолютно убеждена, что доверить Тринле ламам – значит, дать ему наилучшее возможное воспитание.

Что более достойное могла я ему предложить? У меня были знакомые среди бомонда: политики, рок-звезды, богатые и влиятельные люди. Но они внутренне не раскрылись по-настоящему в жизни. Зато тибетские наставники действительно обладают ключом к истинному счастью. Если бы я почувствовала, что что-то не так, то я в любой момент забрала бы его оттуда. Но я жила совсем рядом с ним, и я знала, что он на своем месте. Признаюсь, что иногда мне его не хватает, даже сейчас, но я горжусь тем молодым человеком, которым он стал. Его счастье составляет мое счастье и счастье других людей».

Записала Памела Уайт

alt

По окончании странствий Тринле вернулся в Индию и год учился вместе с другими детьми-тулку, а потом поселился в буддийском центре Моншардон во Франции. Здесь он выучился читать и писать по-французски. Здесь началась его теперешняя жизнь, гармонично соединяющая «тут» и «там».

«Буддизм считает, что нынешняя жизнь любого разумного существа – не единственная: он прожил другие жизни в прошлом и проживет еще в будущем. Тулку – это практикующий буддист, уже прошедший определенный путь в своих прошлых жизнях. Степень его духовного совершенства дает ему свободу выбирать свою судьбу. Поэтому я выбрал для нового воплощения семью, способную принять мой путь. Мои родители могли не отпустить меня и оставить на Западе, я думаю, что в этом случае был бы очень, очень несчастлив. Я никогда не сомневался в том, что я тулку. Никогда. Я много раз задавал себе этот вопрос. Мне довелось начать изучение буддийской философии в раннем возрасте. Поскольку это совершенно не догматическая традиция, не навязывающая, во что надо верить, чтобы обрести искупление, то я смог изучить и западные философские течения, от нигилизма до материализма, в том числе и те, которые отрицают реинкарнацию и полагают, что мысль есть производное тела, как свет – лишь производное свечи. Я сравнивал свою жизнь и свои ощущения с ответами, которые предлагает западная философия.

И в результате утвердился в своей позиции. В том возрасте, когда большинство подростков не особенно стремятся работать или учиться, я подготовился и сдал экзамен на французский аттестат о среднем образовании, а потом поступил в университет в Париже. Я всегда считал, что мой долг как тулку – поучаствовать в том, чтобы сделать мир лучше, вдохновляя окружающих меня людей на любовь и сочувствие, столь важные в буддизме. Именно к этому я стремился с самого начала. Если я проявлю твердость и упорство, может быть, мне удастся добиться некоторых результатов».

День 10-летнего Тринле

  • 6 часов: индивидуальная медитация.
  • 7 часов: групповая медитация.
  • 8 часов: завтрак.
  • 9 часов: изучение буддийских текстов.
  • 11 часов: тибетская каллиграфия, грамматика, литература.
  • 12 часов: обед.
  • 15 часов: домашние задания, изучение тибетских или западных дисциплин.
  • 17 часов: чай.
  • 17 часов 30 минут: английский язык, французский язык, занятия по западным предметам.
  • 19 часов: медитация в группе или в одиночку.
  • 20 часов: ужин.
  • 21 час: медитативная практика.
  • 22 часа: отход ко сну.
alt

О том, как устроена его повседневная жизнь, он предпочитает не рассказывать, считает, что это касается только его, и выбирает тему, которая его действительно занимает. «Запад испытывает передозировку материализма. Хотя ответ, который буддизм дает на экзистенциальные вопросы, основывается на учении, которому уже 2600 лет, этот ответ остается актуальным и сегодня. Кажется, что нельзя быть счастливым одному и что человек нуждается в чем-то внешнем, чтобы достичь полноты. Тем самым мы переводим эту полноту в условное наклонение, тогда как Будда говорит, что она уже есть внутри нас и что наше дело – открыть ее в себе, выразить, дать ей возможность созреть. Это потенциал, не зависящий ни от каких богов, ни от каких людей, а только от нас самих».

Тринле предпочел не становиться монахом – это ограничило бы его жизнь строгим монастырским уставом. Его статус тулку не запрещает ему иметь семью и детей. «В настоящее время я провожу по четыре-пять месяцев в году, путешествуя по Европе, США и Азии: читаю лекции, встречаюсь с людьми, даю наставления в медитации, провожу семинары; остальное время я посвящаю углубленному изучению текстов, занимаюсь духовной практикой и личными делами. Моя жизнь подвела меня к тому, чтобы стать связующим звеном между буддизмом и Западом, хотя моей конечной целью остается моя собственная внутренняя работа. Я не стремлюсь никого убедить в чем бы то ни было, я просто свидетель, позволяющий людям Запада увидеть, что такое буддизм. Это амбициозная задача, и я буду очень, очень счастлив, если смогу ее решить хотя бы чуть-чуть».

читайте такжеНевероятная история о переселении душ
Источник фотографий: OLIVIER ROLLER FOR PSYCHOLOGIES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Интересная статья!Спасибо!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты