Вадим Петровский
психолог
Основное
Психолог, доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», член-корреспондент Российской академии образования, сертифицированный мастер-тренер ICU (International Coaches Union).
Главный редактор журнала НИУ ВШЭ «Психология», член редколлегий журналов «Психология рефлексивных процессов и управление» и «Московский психотерапевтический журнал. Консультативная психология и психотерапия».
Родился 14 августа 1950 года в Москве в семье российского психолога Артура Петровского, основателя и первого президента Российской академии образования. Вадим Петровский вспоминает отца как человека, умеющего слышать окружающих, признается, что ему «повезло в жизни – быть его сыном, учиться у него, сотрудничать с ним».
В старших классах Петровский поступил в математическую школу при механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Он воспринимал этот шаг как личное достижение, поскольку ни у кого в семье не было технического образования.
После школы Петровский решил продолжить научную династию и поступил на факультет психологии МГУ. Спустя несколько лет после окончания университета он решил создать «Институт советологии», в котором можно было бы «помогать людям советом». Подобных организаций профессиональной психологической помощи в те годы еще не существовало. Идею реализовать не удалось, по очень банальной причине.
«Я влюбился – без всякой взаимности, безнадежно, отчаянно (к тому же — пять лет как женат – кольцо на руке), – пишет Петровский. – Это событие имеет прямое отношение к моей карьере психолога. Неожиданно выясняется, что… психология не работает! психология ничем мне помочь не может! (о практической психологии в моем круге никто тогда понятия не имел). Думаю, что «кризис академической психологии» в одной отдельно взятой судьбе – моей – сыграл историческую роль. Я стал первым среди тех, кто стал для меня объектом психологического консультирования, правда, с идеей «советологии» пришлось временно расстаться. Кто б мне помог?!»
Позже Петровский все-таки реализовал идею создания «Института советологии» в рамках Института системного консультирования, который он создал вместе со второй женой Мариной в 2002 году. Через несколько лет они открыли курс «Персонологическое консультирование и транзактный анализ» в Московском психолого-педагогическом институте.
В 1995 году Петровский впервые познакомился с книгами Эрика Берна. С тех пор он считает его своим идейным наставником, сожалеет, что не родился раньше и не знает основателя транзактного анализа лично.
Петровский – автор и разработчик мультисубъектной теории личности, математических моделей принятия решения, теоретических и экспериментальных разработок, используемых в практике персонального консультирования, эксперт транзактного анализа, написал более 180 научных публикаций и 18 монографий.
Образование
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1972)
Институт психологии АН СССР, специальность «Психологические науки», кандидат наук (1977)
Книги
Автор книг:
- «Я» в персонологической перспективе»
- «Человек над ситуацией»
- «Психология неадаптивной активности»
- «Личность в психологии»
Соавтор книг:
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), факультет психологии (1972)
Институт психологии АН СССР, специальность «Психологические науки», кандидат наук (1977)
Каким должен быть хороший психотерапевт? Этот вопрос нам задают все чаще. В поисках ответа мы обратились к книгам Ирвина Ялома — признанного авторитет в области психотерапии, и представили себе письмо, которое он мог бы написать начинающим коллегам. А эксперты Psychologies его дополнили.