psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Алина Никольская 

20 типичных ошибок родителей

Мы хотим для своих детей только самого лучшего, но иногда наши благие намерения им только вредят. Семейный психотерапевт Майк Лири составил список распространенных родительских заблуждений.
20 типичных ошибок родителей

Сколько раз я видел, как самые благие намерения приводили спустя годы к самым плачевным последствиям, включая самоповреждения, самоубийство и убийство.

Если вы не хотите навредить своим детям, не нужно:

1. Давать им слишком большую свободу выбора. Родители часто думают, что чем больше вариантов дать ребенка, тем лучше. А на самом деле дети буквально захлебываются в этом море изобилия.

2. Хвалить их за все, что они делают. Многие дети сегодня подсели на похвалы, как на наркотик. Они пальцем не пошевелят, если их не ждет поощрение.

3. Пытаться сделать детей счастливыми. У них другая задача – учиться самим искать свое счастье. Вам не удастся волевым усилием сделать их счастливыми.

4. Чрезмерно баловать. К чему это ведет? Дети начинают думать, что счастье состоит в обладании. В итоге их жизнь превращается в гонку за целями, достижение которых никогда не приносит им удовлетворения. А это может приводить к проблемам с зависимостью и навязчивым состояниям.

5. Перегружать их. Типичный случай – занятия спортом. Многие родители ошибочно верят в то, что если ребенок постоянно занят, это убережет его от проблем. На самом деле это часто ведет к выгоранию или агрессивному поведению.

6. Думать, что главное – это интеллектуальное развитие

Это большой соблазн для родителя – убеждать ребенка, что нет ничего важней интеллектуальных успехов. Но такие дети нередко становятся высокомерными и считают окружающих глупцами. А таких людей никто не любит.

7. Считать, что строгое религиозное воспитание привьет им правильные ценности и убережет от всего плохого. Как только такой ребенок столкнется с проявлением лицемерия у родителей или разрекламированных духовных лидеров, карточный домик начнет быстро рушиться.

8. Замалчивать важные темы – такие, как секс. Многих родителей приводит в ужас сама мысль, что можно говорить о сексе, и они всячески оберегают ребенка от подобных разговоров. Но мне приходилось встречать 13-летних девочек, забеременевших только ради того, чтобы шокировать родителей.

9. Чрезмерно критиковать ребенка за ошибки. Одно из распространенных заблуждений – думать, что исключительная требовательность делает детей лучше. Таких детей побуждают к совершенству во всем, начиная от внешнего вида и умения завоевать расположение других людей и заканчивая успехами в спорте и учебе. Но случись неудача, как они думают, что ничего не стоят. Их охватывает такая злость, что иногда дело доходит до самоповреждений и даже до суицида.

10. Стыдить, игнорировать, угрожать

Никогда не говорите и не намекайте, что не будете любить ребенка, если он провинится. Некоторые родители думают таким образом добиться послушания. Но это мнимая победа. В душе ребенка поселяется страх быть отвергнутым.

11. Нагружать их ответственностью не по возрасту. Как раз сейчас я работаю с тремя клиентами, которым в очень раннем возрасте, практически с четырех лет пришлось самостоятельно заботиться о своем питании или отвечать за братьев и сестер. Такие дети, вырастая, зачастую не хотят продолжать род, объясняя это тем, что больше не хотят заниматься воспитанием.

12. Позволять им сколько угодно сидеть у телевизора и компьютера. Список можно продолжить – видеоигры и смартфоны тоже из этого ряда. Я знаю одну семью, где мама и сын-подросток без конца обмениваются сообщениями и никто им больше не нужен.

13. Не позволять им скучать. Есть родители, считающие, что детей надо постоянно занимать разными делами и следить, чтобы те ни в коем случае не заскучали. Но тогда у детей не развивается креативность и умение самостоятельно справляться со скукой.

14. Освобождать их от ответственности за свои действия. Мне встречаются родители, которые из лучших побуждений стремятся избавить детей от любых переживаний, связанных с потерями: скажем, тут же покупают новую игрушку вместо сломанной. Если у подростка возникают проблемы с законом, делают все, чтобы он избежал ответственности. А потом удивляются, почему ребенок ничего не уважает и не ценит. Нужно понять: потери помогают нам стать мудрее и на собственном опыте разобраться, что можно и чего нельзя делать.

15. Не позволять им играть в «опасные» игры

Дети в лесных детских садах1 гораздо меньше болеют, лучше адаптированы и успешней справляются с проблемами, чем их сверстники, посещающие детские сады, расположенные в закрытых помещениях.

16. Не расспрашивать их. Дети чувствуют себя любимыми, у них нет проблем со сном, когда родителям искренне интересно, как прошел их день, что происходит в их жизни, особенно то, что сами дети считают важным.

17. Не читать книжки вслух. Когда малышу читают, ему приходится сидеть спокойно, не шуметь и задействовать воображение. Эти навыки пригодятся ему в школе: ему не трудно будет внимательно слушать учителя, а воображение позволит развить креативность.

18. Слишком рано лишать ребенка соски. Есть мнение, что соска – это зримый символ незащищенности, и поэтому родители стараются побыстрее отучить от нее ребенка, вместо того чтобы помогать ему чувствовать себя в безопасности, и тогда необходимость в соске отпадет сама собой. У меня есть взрослые пациенты, которые до сих пор украдкой сосут пальцы.

19. Перекармливать

И еще спрашивать: «Ну ты как, наелся?» Многие дети после этого просят добавки: срабатывает зашитая в нас древняя программа, которая была жизненно необходима человеку в те времена, когда еды было недостаточно. Ребенок приучается к чувству перенасыщения, а его желудок адаптируется к таким объемам как к норме и растягивается.

20. Шлепать. Телесные наказания не работают, работает только любовь. В моей практике было много пациентов, которых воспитывали по принципу «пожалеешь розгу – испортишь дитя», но результат был прямо противоположен намерениям: они выросли обозленными, агрессивными, лживыми или запуганными, напоминающими живые автоматы.

Подробней см. на сайте fatherly.com

1 Детский сад, где дети весь день проводят на природе и свободно исследуют окружающий мир.

Об авторе

Майк Лири (Mike Leary) – психотерапевт, более 30 лет занимается индивидуальной, семейной и групповой терапией, живет в Уичито, штат Канзас.

Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Олег   
    4 недели назад

Единственная и основная закономерная "ошибка" абсолютно каждого родителя заключается в том, что он воспитывает (или не воспитывает) своего ребенка, исходя из той мысли, что ребенок это некий отдельный человек... На самом деле, ребенок это естественное продолжение каждого из двух его родителей, и чтобы в него не старались "впихнуть" в виде знаний и/или нравоучений, он, все одно, перенимает абсолютно весь негатив, который есть в его родителях... Хвалите его не хвалите, но если у родителя заниженная самооценка, то ребенку негде взять нормальную. И так во всем остальном.... Если родитель в состоянии учесть эту простую истину, то он в состоянии скорректировать свое отношение и к ребенку, и к воспитательному процессу таким образом - результатом которого будет сближение с ребенком. Удачи!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье