psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Ксения Медведева 

5 шагов к идеальной школе

Жалуются все: родители, учителя и ученики. Классы переполнены, уровень преподавания упал, школьники откровенно скучают, преподаватели сталкиваются с неуважением. Эксперты итальянского Psychologies размышляют, чего не хватает современным школам. Конечно, эта статья написана итальянцами для итальянцев. Но представления о том, какой должна быть школа мечты, у всех одинаковы.
5 шагов к идеальной школе ФОТО Getty Images 

Критикуют самые разные школы: начальные и средние, частные и государственные. Что же с ними не так? Может быть виноваты мы, родители? Казалось бы, нет: мы все мечтаем о «хорошей школе» для своих детей. Но как выбрать школу и не прогадать?

«Это такая школа, в которой ученики понимают язык своих учителей, – объясняет педагог Донателла Челли (Donatella Celli). – Школа, дающая каждому ребенку возможность реализоваться, причем не только интеллектуально, но и эмоционально и физически».

«Такая школа способна взять на себя ответственность за детское образование, ограждая учеников от излишнего влияния СМИ», – добавляет Паола Бортолон (Paola Bortolon), руководитель специализированной школы для обучения преподавателей. «Идеальной» школы, очевидно, не существует, – замечает преподаватель Адриана Ди Риенцо (Adriana Di Rienzo), – но наиболее близко к идеалу то учебное заведение, где верят в ребенка со всеми его эмоциями, непредсказуемостью и личным опытом».

В «идеальной» школе ребенка не будут заставлять бороться с другими за школьное и социальное первенство, в ней нет места ночным кошмарам о неуспеваемости. Вот пять ключевых критериев, которые отличают такую школу.

1. Говорим «нет» страхам

5 шагов к идеальной школе

Школа часто заставляет детей чувствовать себя неуверенно – в первую очередь из-за того, что применяемые в ней десятилетиями методы и практики никогда не пересматривались, а стоило бы. Так, учителя во время устных опросов уже держат в голове «правильный», «нужный» ответ и поэтому не принимают нестандартный, творческий ответ ученика.

«В результате ребенок теряет веру в себя, – комментирует Челли, – начинает нервничать, тревожиться, что может перетечь в агрессию к себе или другим. Или же школьник может отстраниться, уйти в себя, ища спасения в мечтах и фантазиях».

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, важно его участие в групповых занятиях. «В такой группе каждый разделяет общие ценности и нормы, а вместо соперничества царят солидарность и взаимопомощь. Дети получают возможность для самовыражения, а значит, здесь нет места страхам», – объясняет Бортолон.

«Важно, чтобы педагог внимательно относился к разным типам личности, помогал каждому ребенку стать увереннее в себе, оценивал эмоциональный интеллект, столь необходимый для развития межличностных отношений», – добавляет Чезаре Скурати (Cesare Scurati), профессор педагогики Миланского католического университета.

2. Учимся уважать ребенка

Уверенность в себе и уважение зависят друг от друга, причем важно как уважение ученика к учителю, так и учителя к ученику. Дети чувствуют себя униженными, когда учителя вторгаются в их личное пространство, задавая вопросы о ситуации в семье и выставляя напоказ перед всем классом то, о чем ученик предпочел бы не говорить. Ребенок, вынужденный при всех говорить о том, что его отец алкоголик, или о разводе родителей, стыдится того, что он не такой, как все, а это часто приводит к утрате самоуважения.

Нельзя просто поставить оценку. Ребенок может упасть духом, если учитель не озвучит четких комментариев оценки задания

«Школа же должна стремиться к тому, чтобы ученик его приобретал, ведь это фундамент для гармоничного развития, и важно, чтобы этот фундамент основывался на способности с уверенностью встречать разные испытания и преодолевать трудности», – подчеркивает Бортолон.

Ребенок может упасть духом и тогда, когда учитель не озвучивает четких критериев оценки задания. «Очень важно, чтобы ученик понимал цели и задачи упражнений, которые ему даются, и мог на что-то ссылаться при ответе. Оценка учителя должна быть объективной и не выглядеть как прихоть», – уточняет Ди Риенцо.

как выбрать школу ФОТО Getty Images 

3. Меньше оцениваем, больше ценим

«Школьные отметки в наше время сильно переоценены, – комментирует Скурати, – при том что учитель зачастую не объясняет, почему поставил ту или иную оценку. Самолюбие ребенка, не понимающего, за что ему была поставлена плохая отметка, может быть задето, и в результате могут развиться боязнь школы и симптомы дислексии или гиперактивности».
Если же преподаватель, ставя оценку, делает акцент на том, что именно понял ребенок, на том, что он должен усвоить, то отметка воспринимается ребенком нормально: он чувствует, что его ценят, а значит, найдет стимулы исправить плохую оценку и двигаться дальше. Не нужно добавлять, что отметка не должна настраивать учеников друг против друга: такое соперничество может травмировать ребенка и в конечном счете спровоцировать жестокость по отношению к окружающим.

4. Делаем ставку на мотивацию

Даже круглый двоечник при сильной мотивации может достичь неожиданных успехов, в то время как самый одаренный ученик без должной мотивации может сесть в лужу и довольствоваться лишь средней или даже слабой успеваемостью. Об этом говорили еще американские психологи Карл Роджерс и Абрахам Маслоу (Carl Rogers, Abraham Maslow), и хотя их теория признана неоспоримой, многие преподаватели о ней забывают.

Нехватка мотивации остается одной из основных причин неуспеваемости в школе. Избежать ее поможет стратегия «контрактной» педагогики

«Нехватка мотивации остается одной из основных причин неуспеваемости в школе, – утверждает бывший преподаватель и автор многочисленных учебных пособий Лучано Мариани (Luciano Mariani). – Избежать ее поможет стратегия «контрактной» педагогики, в рамках которой правила учитель устанавливает не один, а вместе с учеником».

Например, если ребенок не выполнил домашнее задание или справился с ним плохо, устный или письменный «контракт» устанавливает, в какой день ученик обязуется выполнить задание, а учитель – его проверить.

Кроме того, в начале учебного года учитель может озвучить цели и задачи на год: «Мне важно, чтобы к концу года вы научились читать и писать. Как мы сможем этого добиться? Мне вот нравятся стихи, а вам?» В результате дети чувствуют, что им отводится активная роль, и разделяют ответственность за процесс обучения.

5. Подпитываем жажду знаний

Идеальная школа

Чтобы добиваться успехов в учебе, ребенок должен понимать язык учителей. Казалось бы, очевидно, но многие ученики просто не понимают, чего от них хотят учителя. «Важно, чтобы учителя слушали разговоры своих учеников, то, как начинается и строится диалог, – утверждает психолог Франка Росси из Перуджийского университета.

Часто в качестве домашнего задания ребенок заучивает разные формулы и вполне способен их воспроизвести, но понимает ли он то, что зазубрил?

Работа над пониманием терминов – фундаментальная составляющая любого обучения. Важно спрашивать учеников, всем ли понятно значение тех или иных слов, и помогать им логически прийти к ответу.

В конечном счете все это поможет ребенку не только хорошо учиться, но и гармонично развиваться, становясь уверенной в себе и открытой миру личностью. А самое главное – эти пять правил не требуют никаких финансовых затрат, а значит, взять их на вооружение сможет любое без исключения учебное заведение.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье