текст: Николай Проценко 

Что важнее: эмоциональная теплота или высокий доход?

У детей из семей с низким доходом некоторые области мозга в среднем оказываются менее развитыми, выяснили ученые. Однако эти нарушения можно смягчить или предотвратить, если в семье теплые взаимоотношения.
Девочки прячутся под стол
ФОТО Getty Images 

Психолог Сет Поллак (Seth D. Pollak) из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) с коллегами проанализировали результаты магнитно-резонансной томографии мозга у 389 обычных детей и подростков в возрасте от 4 до 22 лет и сопоставили эти данные с информацией об их социоэкономическом статусе. Они также оценили результаты тестирования интеллекта детей, их академическую успеваемость и такие физиологические показатели, как общий объем серого вещества в мозге, объем серого вещества в лобной доле, височных долях и гиппокампе.

«Как любовь формирует мозг ребенка?»
Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка?» От взаимоотношений родителей и их психологического состояния во многом зависит, каким вырастет ребенок. Разъяснения психоаналитика.

Обнаружилось, что дети из семей, чей доход был ненамного выше федеральной черты бедности в США, имели объем серого вещества в различных областях мозга на 3-4% ниже нормы. Дети из семей, живших ниже уровня бедности, отставали еще больше – на 8-10%. Дети из семей с небольшим доходом в среднем показывали результат на 4-7 пунктов ниже в стандартных тестах. Авторы предполагают, что у этого отставания несколько причин, но как минимум на 20% оно объяснимо сниженным объемом серого вещества в лобной и височных долях мозга.

Важно отменить, что речь идет не о врожденных или наследственных, а о приобретенных дефектах развития – это подтверждается исследованиями, проводившимися с усыновленными детьми. По сравнению с более обеспеченными сверстниками, дети в бедных семьях обычно получают меньше родительской заботы, в их жизни больше факторов стресса, включая семейную нестабильность и повышенный уровень насилия. Они живут в более стесненных условиях и имеют меньше возможностей для интеллектуального развития.

Исследователи полагают, что в семьях, где царит дружественная атмосфера, родители хорошо заботятся о ребенке, подобные отклонения можно нивелировать. Кроме того, в обществе должна функционировать эффективная система социальной помощи: программы социальной поддержки и пособия для поддержки семей с низким доходом. Только в этом случае с проблемой отставания в развитии интеллекта ребенка из-за негативного влияния низкого социоэкономического статуса семьи удастся справиться.

Подробнее см. L. Hair et al. «Association of Child Poverty, Brain Development, and Academic Achievement», JAMA Pediatrics, July 2015.

читайте также

Как мозг делает нас тем, что мы есть

Мозг шахматиста: в чем его преимущества?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты