psyhologies.ru
тесты
текст: Антон Солдатов,  Алина Никольская 

Дефицит внимания

Очень рассеянные или гиперактивные дети – таких в наших школах за последнее десятилетие стало существенно больше – на 24%. Что это, следствие нашего сверхактивного образа жизни? И как можно помочь своему ребенку?
Ей трудно удерживать внимание, не получается сконцентрироваться... Как помочь ребенку учиться?Ей трудно удерживать внимание, не получается сконцентрироваться... Как помочь ребенку учиться?

«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»... Все больше родителей так говорят о своих детях. И в отчаянии ломают голову над тем, как помочь ребенку хотя бы на несколько минут сосредоточиться на том, что говорит учитель. То, что в раннем детстве можно было объяснить особенностями характера или избытком энергии, в школе становится серьезной проблемой. Ведь именно школа требует от детей усидчивости, дисциплины и умения сосредоточиться. Родители растеряны: если ребенок гиперактивен и невнимателен, то почему он может увлеченно заниматься тем, что ему особенно интересно? Например, он может часами разбирать будильник, пытаясь понять его устройство, или «зависнуть» в компьютерной игре... но не в состоянии дочитать до конца книжку или понять условие простой задачи. «Речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), незначительном нарушении в работе мозга, – поясняет нейропсихолог Татьяна Ахутина. – Иногда наблюдается только дефицит внимания или только гиперактивность, но чаще у детей сочетаются черты и того и другого». Этим расстройством, по некоторым данным, страдает до 38% всех детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Факты

У трети детей, которым был поставлен диагноз «СДВГ», сохраняются его симптомы и во взрослом возрасте. 57% детей с СДВГ страдают еще и другими расстройствами: дислексией, дискалькулией, нарушениями сна, депрессией и тревожными расстройствами*.

* Опубликовано на сайте журнала Pediatrics 4 марта 2013 года.

Нет единого мнения о том, как возникает этот синдром. Большинство нейропсихологов связывает его с недостаточной активностью лобных долей мозга, прежде всего – с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, в частности, отвечает за силу нашей мотивации и способность концентрировать внимание*. Развитие мозга у детей с таким синдромом происходит нормально, но с отставанием (в среднем на три года)**, поэтому некоторые дети «перерастают» свою гиперактивность и невнимательность. Детский психиатр Филип Шоу (Philip Shaw) уточняет: «Мы выяснили, что с задержкой развиваются те области мозга, которые отвечают за высшие психические функции – память, внимание, контроль поведения. И лишь одна зона – первичная моторная кора – развивается быстрее, чем у других детей. Именно в этом причина гиперактивности».

Психотерапевт Том Хартман (Thom Hartmann) предположил, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей***. У доисторического охотника периоды гиперконцентрации внимания (при выслеживании добычи) чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию принес с собой иной тип внимания: теперь нужно было планировать на долгий срок. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни. Эту теорию косвенно подтверждает открытие антрополога Бена Кэмпбелла (Ben Campbell): он обнаружил у кочевых племен Кении генную мутацию, которая вызывает симптомы СДВГ. Интересно, что у племен, которые перешли к оседлому образу жизни, такой мутации не обнаружено. А. С.

читайте такжеНачальная школа: безопасность и любопытство

Есть вопрос?

Центр диагностики развития детей и подростков Институтавозрастной физиологии РАО

т. (499) 245 0433, (499) 245 0353, (499) 245 2530.

* Human Genetics, 2009, vol. 126.

** Proceedings of the National Academy of Sciences (pnas.org), 2007.

*** BMC Evolutionary biology, 2008, vol. 8.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье