psyhologies.ru
тесты

Делать или не делать уроки с ребенком?

Если честно, я не знаю. То есть не могу сказать однозначно: «нет, ни за что» или «обязательно сидите рядом и делайте». Почему? Потому что уроки – это что-то очень вторичное. Потому что история про делание уроков начинается гораздо раньше того момента, когда ребенок пойдет в школу, даже в подготовительный класс.
Мальчик делает уроки с мамой ФОТО Getty Images 

Начинается она с рождения ребенка и с того, как проходил первый год его жизни, а также последующие дошкольные годы. Потому что мозговые функции стимулируются с раннего возраста. Чем они стимулируются? Карточками с буквами или сенсорными кубиками? Разнообразными игрушками или развивающими программами на планшетах? И да и нет.

читайте такжеЛучшие развивающие фильмы

Для того чтобы любое животное было биологически успешным, необходимо, чтобы оно выживало, размножалось и заботилось о своем потомстве до тех пор, пока оно не может постоять за себя. Даже у нас, современных людей, мозг ориентирован на те же системы, которые управляют этими функциями.

Все эти три функции связаны со способностью формировать и поддерживать отношения с окружением. Если бы человечество не жило группами, мы бы не продвинулись так далеко в своем развитии. С раннего возраста мы чувствуем себя безопасно и спокойно с хорошо знакомыми людьми. Наш пульс и артериальное давление становятся ниже, стрессовая реакция не включается или включается не сильно. Мы все очень чувствительны ко всему, что говорят о нас окружающие, к их настроениям. Если учительница рассержена, дети начинают себя плохо вести, отражая переживания учительницы. Чтобы кого-нибудь успокоить, вы должны сначала успокоиться сами.

читайте также

Делать уроки... без стресса

Это все я пишу к тому, что все мозговые функции развиваются в отношениях с другим человеком. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Если эти близкие показывают карточки с буквами и при этом улыбаются, гладят, держат на руках – этот процесс будет стимулировать мозговые процессы, а главное, будет сводить вместе две важнейшие составляющие: общение и удовольствие. И в эту же цепочку можно будет включить и буквы, и цифры, и искусство, но это совсем не самое главное.

Мы знаем, что мозг человека пластичен. Эта пластичность помогает малышу быстро учиться нежности, любви, языку, но делает его, к сожалению, и очень восприимчивым к негативным воздействиям. Ранние травматичные события: игнорирование, отвержение близкими людьми, насилие – фиксируются мозгом как крайне важная информация о дальнейших возможностях выживания в этом мире. Если травмы произошли в тот период, когда у ребенка не было возможности рассказать о своих переживаниях, потому что он еще не мог говорить или ему было не с кем поделиться переживаниями, у него может появиться постоянная тревожность, отвращение к прикосновениям, невозможность и страх строить близкие отношения, агрессивность.

читайте также

Почему родителям так тревожно

Если люди любого возраста попадают в опасную ситуацию, первое, что делает мозг, – он блокирует «высокие» области коры. Нам надо срочно спасаться, «бить или бежать», мы теряем способность думать о будущем, чувствовать свое тело, голод и жажду, мы теряем способность мыслить и говорить. Если такие опасные ситуации частые или хронические, то мозг может включить постоянную блокировку «высших систем». Если рядом с нами в этот момент есть близкие, любящие люди, заботящиеся о нас, мы восстанавливаемся быстрее, это регулирует мозг. Теперь представьте, какое сильное воздействие оказывает любовь и забота на малышей, мозг и тело которых может функционировать только в паре со взрослым.

Дети, у которых были травматические события в жизни и отсутствие достаточной заботы, развиты «островками». Где-то развиты, где-то совершенная пустота. Развиваются только те способности, которые хоть как-то поддерживались взрослыми. На собственную инициативу к развитию у них часто не хватает ресурсов.

читайте также«Я отравляю жизнь себе и своим близким»

Теперь вернемся к первоначальному вопросу про уроки. Если первые годы прошли у ребенка в любви, заботе, без травматических событий, то у него будет хватать психических ресурсов на то, чтобы усваивать новое, радовать родителей, учителей и развивать «высшие» мозговые функции. С такими детьми обычно нет необходимости делать уроки. Они часто в наших школьных системах не «отличники», а скорее «хорошисты», так как они осознают, что любят делать, а что не очень. Готовы немного постараться, чтобы порадовать близких, но знают, что и на свои интересы надо оставить ресурсы. Если с первыми годами жизни у ребенка сложилось неблагополучно, то возникает вопрос: будет ли сидение с ним за уроками давать лучшие результаты? Возможно, да. Если с ним будут сидеть спокойные, любящие взрослые. Почему? Потому что он будет восполнять дефицит безопасности и «регулировать мозг», разрешая ему постепенно отключать блокировку «высших» функций. А если с такими детьми будет сидеть тревожный, разозленный взрослый? Ответ, по-моему, очевиден.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье