psyhologies.ru
тесты
текст: Антон Солдатов 

Играть с пользой: какими должны быть развивающие приложения

Новые мобильные приложения для детей появляются каждый день. Как найти среди множества игр действительно полезные программы? Команда исследователей предлагает свои критерии оценки. А мы – пять примеров действительно удачных приложений.
img

Незамысловатые головоломки, аркадные гонки и квесты – выбор мобильных игр для детей ограничивается лишь фантазией разработчиков. Между тем психологи все больше задумываются: будет ли та или иная программа полезной для ребенка? Сегодня больше 75% всех приложений для iPad относятся к категории детских. Многие из них попадают в категорию «обучающих». Это значит, что их создатели обещают не только развлечь маленького пользователя, но и помочь ему познавать мир. Может ли человечек, убегающий по железнодорожным путям от разъяренного сторожа, помочь ребенку узнать больше о железной дороге? Может быть, дело в сноровке: чтобы помочь человечку уйти от преследования, ребенок должен быстро нажимать на нужные клавиши. Достаточно ли этого, чтобы назвать приложение полезным для детского развития?

Команда исследователей Северо-Западного университета (США) с помощью данных психологии, лингвистики, компьютерных технологий, нейровизуализации и нейробиологии проанализировала огромное количество приложений. В результате ученым удалось определить критерии, которым должна соответствовать программа, чтобы по-настоящему заслуженно именоваться «обучающей» или «развивающей» (1).

  • Активная вовлеченность: приложение должно быть устроено так, чтобы для выполнения игровых задач ребенку нужно было напрячь свой ум, а не просто вовремя ткнуть пальцем в нужное место.
  • Концентрация: избегайте приложений со слишком большим количеством отвлекающих факторов (звуков, деталей); внимание ребенка должно концентрироваться на игровых задачах.
  • Осмысленность: игра должна иметь отношение к жизни ребенка, к его повседневным занятиям, побуждать его обращаться к тому опыту, который у него уже есть.
  • Социальное взаимодействие: игра должна побуждать ребенка к взаимодействию с окружающими, учить его общению с другими, а не подменять это общение взаимодействием с «гаджетом».
читайте такжеУчиться или играть?
Сказбука

Сказбука

С помощью этого приложения ребенок может самостоятельно выучить буквы. Чтобы пройти уровень, нужно найти на экране (и использовать по назначению) объекты, начинающиеся с буквы, которой посвящен уровень. Но это только начало – игра разговаривает с ребенком, подкидывает ему темы для размышления, комментирует его действия. В разработке приложения участвовали психологи.

Мои домашние дела

Мои домашние дела

Игра предлагает ребенку попробовать себя в роли домашнего помощника: кормить голодных домашних животных, наводить порядок в комнате, решая маленькие головоломки, ловить красивых рыбок. Все ситуации очень узнаваемы. Вы можете проходить игру вместе с ребенком и тут же предлагать ему опробовать игровые навыки в реальном мире.

My Story

My Story

Дети так любят сочинять и рассказывать истории – а с этим приложением они смогут не просто придумать сюжет, но и (с вашей помощью) сделать собственную книжку с картинками и даже записать аудиоверсию. Можно предложить ребенку устроить семейное представление или сделать необычный подарок ко дню рождения любимой бабушки.

ВНИМАНИЕ: приложение на английском языке.

Kidscraft

Kidscraft

Настоящая мобильная мастерская. Как научиться лепить из пластелина? Склеивать бумажные кораблики или яркие открытки с цветами? Все эти занятия ребенок сможет легко освоить, посмотрев подробные мастер-классы с пошаговыми инструкциями от Татьяны Макуровой, автора книг для детского творчества. Приложение полностью на русском языке.

Подробнее о том, как пользоваться приложением, читайте и смотрите видео на сайте kidscraftapp.com

Memory House

Memory House

В доме старого Капитана все перепуталось. После «шалостей» нечистой силы цветочный горшок с подоконника может оказаться под кроватью, а молоток – в клетке с попугаем. Чтобы навести порядок, ребенку придется напрячь свою память и расставить предметы на их привычные места. Когда малыш освоится в доме капитана, можно предложить ему «следующий уровень» – навести порядок в собственной спальне и следить за тем, чтобы его игрушки не терялись.

Это обучающее видео поможет вам разобраться, как пользоваться программой:

1. Psychological Science in the Public Interest, 2015, vol. 16, № 1.

Все приложения можно скачать в Apple Store через приложение iTunes.

читайте такжеDigital natives: как учить современных детей?
Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье