psyhologies.ru
тесты

«Его не радуют собственные успехи»

Старшеклассник успешен в учебе, спорте или музыке, но нисколько этому не рад. «Позвольте ему распоряжаться чувствами по своему усмотрению», – советует психотерапевт Маргарита Жамкочьян.
alt ФОТО Dreamstime.com 

Безразличное отношение 14–19-летнего молодого человека к своим победам может возникнуть по несколькими причинам. Одна из них – высокий уровень притязаний. Если юноша или девушка ставят перед собой серьезную цель, например победить на городской олимпиаде, то лучший в классе результат за контрольную работу не вызовет у них сильных эмоций, поскольку промежуточный успех их не интересует. Кроме того, сила реакций во многом зависит от элемента неожиданности: предсказуемая и легко достижимая победа обычно оставляет нас равнодушными.

Радость победы в конкурентной борьбе, которой часто гордятся родители, для старшеклассников не актуальна. Победа над другими имеет значение в 10–13 лет, когда ребенок познает себя через сравнение с окружающими. А для старших подростков важнее решать уже свои собственные задачи, которые родителям не всегда ясны и понятны.

Еще одна причина равнодушия подростка к своим достижениям – отсутствие личного интереса. Задайте себе вопрос: «А чей это успех на самом деле?» Ребенок, который не выбирал свой путь, может не получать удовлетворения от высоких результатов, потому что это не его успех. Родители определили его к опытному педагогу по скрипке, устроили в лучшую спортивную школу, то есть, казалось бы, предоставили ему большие возможности. Но по сути – лишили собственного выбора. Иногда проходят годы, пока он найдет свой путь и научится принимать собственные победы.

Наша привычка жить успехами своих детей и радоваться их радостью также может встретить внутреннее сопротивление подростков. Когда ребенок чего-то достиг, мы говорим ему: «Я тобой горжусь!», полагая, что наши чувства важны и значимы для него. Для подростка же эта фраза означает присвоение взрослым его успеха. Ощущая угрозу своему личному пространству и стремясь дистанцироваться от родителей, он реагирует фразой «Да чего там, подумаешь!», тем самым бессознательно отрицая свой успех. Спросите его: «Ты, наверное, гордишься собой?» В этом случае вы оставляете ему право быть или не быть довольным. Это его личная победа, радость которой он скорее разделит не с родителями, а со своими друзьями. А кроме того, родителям важно понимать, что разобраться в себе, в своих чувствах для подростка часто важнее и нужнее, чем зарабатывать успех и победы, которыми могли бы гордиться мы.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье