psyhologies.ru
тесты
текст: Алина Никольская 

Интеграция мозга – задача ответственного родителя

Родителям, которые мечтают, чтобы их ребенок раскрыл свой творческий потенциал и рос при этом уравновешенным, спокойным и счастливым, поможет научный подход – считают авторы книги «Целостное развитие мозга ребенка».
alt

Достижения современной нейронауки принесут нам огромную пользу, если станут всеобщим достоянием. Представления о них – хотя бы самые общие – сегодня просто необходимы ответственным родителям, утверждают детский психоневролог Дэн Сигел (Daniel J. Siegel) и детский психотерапевт Тина Пейн Брайсон (Tina Payne Bryson). В своей книге «Целостное развитие мозга ребенка»* они объясняют, почему необходимо согласованное развитие разных частей – интеграция – мозга ребенка и как этого добиться.

Вот их основные идеи, изложенные в заключительной части книги.

Интегрировать левое и правое полушария мозга

Левое + правое = ясность и понимание. Развитие мозга должно быть симметричным: помогите своему ребенку задействовать потенциал как «логического» левого полушария мозга, так и «эмоционального» правого, чтобы они работали согласованно, как единое целое.

Что можно сделать:

- Комплексный подход. Когда ваш ребенок чем-то расстроен, первым делом обратитесь к его эмоциям: правое полушарие к правому полушарию. Затем, когда он немного овладеет собой и станет более восприимчивым, обратитесь к его логике – то есть левому полушарию: поговорите с ним о том, какие уроки можно извлечь из ситуации или о дисциплине.

- Назвать – значит приручить. Когда ваш ребенок не в силах справиться с сильными эмоциями, предложите ему рассказать о том, что его так расстроило. Таким образом полушария мозга окажут друг другу взаимную помощь: ребенок извлечет смысл из полученного опыта и почувствует, что контролирует себя.

читайте такжеСуд над Джохаром Царнаевым: на чьей стороне нейронаука?

Интегрировать работу коры и подкорковых структур мозга

В детском и подростковом возрасте кора головного мозга еще не вполне сформирована, и управление, особенно в эмоциональной ситуации, могут перехватить более примитивные подкорковые структуры. Поэтому гармоничное развитие мозга предполагает как можно более частое обращение к функциям коры.

Что можно сделать:

- Взаимодействие, а не конфликт. В ситуации сильного стресса обращайтесь к высшим центрам мозга вместо того, чтобы активировать низшие. Вместо аргументов в духе «Потому что я так сказал!» расспросите ребенка, предложите альтернативное решение, постарайтесь договориться.

- Тренировка. Развитие мозга ребенка – отчасти дело и самого ребенка: только предоставьте ему для этого возможности. Играйте в игры типа «Что бы ты сделал?» и не оберегайте ребенка от сложных вопросов.

- Больше движения. Если ребенок теряет контакт со своими высшими центрами, восстановить баланс можно за счет физической активности.

читайте такжеСекреты нашего мозга

Интегрировать память

Научите своего ребенка «проявлять», осознавать вытесненные в подсознание воспоминания. Тогда они не будут истощать его психику, замедляя развитие мозга.

Что можно сделать:

- Мысленная перемотка воспоминаний. Иногда ребенку трудно рассказывать о чем-то неприятном. Предложите ему мысленно прокрутить назад плохие воспоминания. Это даст ему паузу и поможет последовательно рассказать о произошедшем.

- Упражнения для памяти. Развитие мозга происходит гораздо интенсивнее, если ребенок постоянно практикуется в умении вспоминать. Расспрашивайте его о том, что с ним происходило, используя любую возможность: в машине, за обеденным столом, на прогулке.

Интегрировать разные части себя

Гармоничное развитие мозга подразумевает уравновешенность и самоконтроль. Когда ребенок зацикливается на одном аспекте своего внутреннего мира, помогите ему увидеть другие аспекты и самому выбрать, на чем сфокусировать внимание.

Что можно сделать:

- «Все проходит». Напоминайте детям, что чувства приходят и уходят, подобно облакам на небе. Эмоциональное состояние не есть нечто постоянное, эмоции все время меняются.

- Внимание к себе. Помогайте детям уделять внимание своим ощущениям, образам, чувствам и мыслям.

- Упражнения для «умозрения». Осознание разных аспектов своего внутреннего мира помогает детям успокаиваться и сосредоточивать свое внимание на том, на чем они хотят.

Интегрировать себя с другими

Гармоничное развитие мозга не в последнюю очередь опирается на способность человека к социальному взаимодействию. Найдите связь друг с другом: создавайте позитивные модели семейного общения.

Что можно сделать:

- Радуйте друг друга. Пусть в семье будет побольше веселья и ваши дети получат позитивный опыт общения с близкими людьми.

- Связь через конфликт. Рассматривайте конфликт не как препятствие, которого надо избегать, а как возможность привить детям важные навыки общения: умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека, читать невербальные послания и восстанавливать отношения.

* D. Siegel, T. Bryson «The Whole-Brain Child» (Delacorte Press, 2011).

читайте такжеНужно ли детям играть в войну?
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье