psyhologies.ru
тесты
текст: Наталья Гриднева 

Как говорить с детьми… о терроризме

Захват заложников в школе, взрыв в вагоне метро… Сегодня сохранить позитивный взгляд на мир непросто даже взрослым. Детские психологи Елена Морозова и Александр Венгер советуют, как помочь нашим детям справиться с этой задачей.
alt

Безопасность собственной жизни. За последние десять лет мы утратили это ощущение. Едва ли не каждая неделя приносит с собой годовщину теракта, хронику которого средства массовой информации раз за разом восстанавливают с пугающими подробностями. Печальный календарь продолжает пополняться: информация о новых взрывах или захватах заложников попадает в каждый дом, где включен телевизор, работает радио или подключен к Интернету компьютер. Полностью оградить от нее детей невозможно, да и едва ли нужно: лишая их права знать о том, что происходит вокруг, мы рискуем не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергаем их жизнь потенциальному риску.

Psychologies:  Детям приходится взрослеть в небезопасном мире. Как тревожные реалии наших дней влияют на них?
Елена Морозова:  Ребенку, как и взрослому, жить в неспокойном мире тяжело: пугающая информация заставляет нас остро ощущать собственную уязвимость, некоторые начинают бояться реальности, прятаться от нее. Однако для детей и подростков вопрос стоит еще более остро: они испытывают жизненную потребность в импульсах для развития, источником которых служит окружающий мир. Если же мир начинает восприниматься лишь как средоточие угрозы, то все когнитивные силы ребенка будут расходоваться не на познание и осмысление действительности, а на защиту от нее. Страх перед реальностью может стать препятствием на пути их взросления и развития.
К какой информации дети наиболее чувствительны?
Е. М.:  Наибольший вред способны нанести теленовости. Ребенку трудно абстрагироваться от видеоряда и осознать границу между тем, что он видит на экране, и своей повседневной жизнью. Поэтому в особенно острые моменты не стоит смотреть информационные телепрограммы вместе с детьми. Вскоре после «Норд-Оста» многие родители жаловались на то, что у детей нарушились сон и аппетит, появились ночные страхи. Эти дети не были свидетелями или жертвами теракта – они лишь наблюдали за развитием событий по телевизору и стали их вторичными жертвами.

Разум против страха

Важно дать понять ребенку, что террористов мало – несравнимо меньше, чем обычных людей, уверен Александр Венгер. И их действия нацелены не на него.

«Ребенку важно объяснить: для того чтобы запугать нас, террористы выбирают особые места и даты, а на самом деле количество людей, которые страдают в результате взрывов или захвата заложников, несопоставимо с количеством тех, кто гибнет, к примеру, в автокатастрофах. Но при этом никто не боится ездить в автомобиле или в автобусе. Если мы разумные люди, то пристегиваемся и не садимся в машину к пьяному водителю. Иными словами, хорошо, если ребенок как можно раньше осознает, что для собственной безопасности необходимо соблюдать определенные правила, и в большинстве случаев этот принцип работает и по отношению к террористам».

А. В.

alt ФОТО Dreamstime.com 
А если теракт произошел не в России, а, скажем, в США?
Александр Венгер:  Между географией терактов и количеством вторичных жертв существует прямая зависимость. Чем ближе к нашему дому происходит событие, тем сильнее произведенный им психологический эффект: так, после «Норд-Оста» число вторичных жертв в Москве было гораздо больше, чем после бесланских событий. Однако это правило действует лишь применительно ко взрослым: если мы говорим о детях, то для них не так важно, где именно произошел теракт, – эта информация всегда воспринимается болезненно.
Вероятность стать очевидцем теракта все же сравнительно невелика. Нужно ли готовить ребенка к такой возможности?
Е. М.:  Ребенок должен знать алгоритм поведения в любой опасной ситуации – будь то пожар или теракт. Практические навыки помогут чувствовать себя более уверенно в случае встречи с опасностью. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал, что практически из любого сложного положения существует выход: это знание очень мобилизует. Еще важный момент – настроить ребенка на помощь, в том числе эмоциональную, тем, кто оказался рядом. Это отвлекает от собственных переживаний, страха и создает атмосферу общности.
В какой момент стоит начинать подобный разговор?
Е. М.:  Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опережая событие. Но если ребенок с ним соприкоснулся (например, увидел в новостях сюжет, посвященный теракту), разговор об этом необходим. Лучше отвечать на конкретные вопросы – ребенок сам подскажет, что ему важно сейчас узнать.
А. В.:  Хорошо, если событие станет предметом семейного обсуждения. Ребенок поймет, что не он один тревожится и что взрослые, разделяя его чувства, тем не менее относятся к этой ситуации спокойно и по-деловому. Стоит учитывать и особенности возраста: до пяти лет дети едва ли способны осознать, что такое террор. Поэтому можно не разделять в разговоре такие понятия, как «терроризм» и «война». Можно сказать, например: «Плохие люди устроили войну». Для детей шести-девяти лет подробные разъяснения тоже могут оказаться избыточными, поэтому лучше в игре обсудить, какие действия в критической ситуации будут правильными, а какие – нет, акцентируя внимание именно на практической стороне дела.
Е. М.:  Иное дело подростки: у них уже есть чувство ответственности за себя и за окружающих, а потому им необходимо понимать суть происходящего. С ребенком 11-15 лет стоит говорить о причинах и целях терроризма, о различных формах терактов. Подросток способен принимать самостоятельные решения, поэтому так важно проговаривать и разные стратегии поведения в случае непосредственного столкновения с террористами.
Какой совет вы могли бы дать родителям, которые стремятся сохранить у детей позитивное отношение к миру?
Е. М.:  На мой взгляд, взрослым прежде всего стоит обратить внимание на себя. Ведь мы неосознанно заражаем собственными страхами своих детей. Разберитесь, что тревожит вас, и проанализируйте свое отношение к происходящему. Если вам удастся справиться со своими тревогами, очень может быть, что других усилий от вас и не потребуется: ребенок буквально из воздуха впитает позитивный взгляд на мир и научится радоваться жизни – несмотря ни на что.

Там, где взрывы звучат каждый день

В Израиле, несмотря на постоянную террористическую опасность, дети растут в атмосфере спокойствия и эмоционального комфорта, рассказывают Елена Морозова и Александр Венгер. Это обстоятельство – заслуга родителей, сумевших сформировать разумное отношение к терроризму. Другой важный момент – доверие к людям в форме: их команды выполняются беспрекословно, а само их присутствие вселяет уверенность. Кроме того, теракт воспринимается как общее горе, сплачивающее и мобилизующее все население страны, – каждый человек знает, что ни при каких обстоятельствах не окажется с опасностью один на один. И наконец, все население Израиля проинструктировано о том, что делать в случае теракта. Так, каждый израильский ребенок знает, как вести себя в случае даже минимальной угрозы.

  • Попытаться немедленно уйти как можно дальше от источника опасности.
  • Обратиться за помощью к взрослому, который вызывает доверие.
  • Выполнять то, что говорит взрослый, оказавшийся рядом, даже если это террорист.

Н. Г.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


в наше время уже пора вводить предмет психология терроризма, чтобы учиться вести себя в такой ситуации! ведь нас бомбят везде...в школах, домах, театрах, аэропортах((((((((((((((((((((( Когда же остановятся эти изверги!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты