текст: Светлана Ройз 

Как пережить родительское собрание?

Когда мы идем на собрание в школу, наш мозг делает «петлю времени» и возвращает нас в детство. Со всеми эмоциями и напряжением, которые были связаны с родительскими собраниями нашего детства. Важно напомнить себе: «я вырос, я взрослый».
Как пережить родительское собрание?

1. Когда мы идем в школу. мы нередко изначально противопоставляем себя и свою семью школе и системе образования. И заранее настроены на сопротивление.

Важно: держать внутри фокус – мы сотрудничаем со школой во благо ребенка. Учителя не враги. Они часто сами напуганы оценивающими и критикующими родителями и администрацией.

2. Вы до сих пор верите, что оценки отражают объективные знания? Если мы зациклены на оценках, то теряем возможность гармонично относиться к ошибкам и развиваться. И делаем из детей невротиков-перфекционистов или «пофигистов».

Только родитель – и то не каждый – в состоянии осознать, сколько шагов сделал ребенок к «новой» оценке. Только грамотный и чувствующий педагог оценивает динамику и вклад ребенка в самого себя и в предмет.

3. Нынешняя система образования пока еще ориентируется на классический IQ. Логико-лингвистический. Почитайте, пожалуйста, о теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он описывает:

  • Логико-математический интеллект
  • Словесно-лингвистический интеллект
  • Пространственно-механистический интеллект
  • Музыкальный интеллект
  • Телесно-кинестетический интеллект
  • Межличностно-социальный интеллект
  • Внутриличностный интеллект

Ребенок, получающий плохие оценки по физике, вполне может быть успешен в каком-то другом направлении.

Как пережить родительское собрание?

4. Как бы ни учился ребенок, что бы о нем ни говорили, это не должно влиять на нашу самооценку и заставлять нас чувствовать себя «плохим родителем». За это свое ощущение «плохости» родители иногда «мстят» ребенку, придя с собрания.

За каждым системным «проступком» ребенка, за его «плохостью» стоит неочевидная, но важная причина. Когда учитель произносит: «…а теперь ваши оценки», видно, как спины родителей «костенеют».

Важно: оценки, о которых нам рассказывают, – это не оценки нас или наших детей. И мы, и наши дети стабильно хороши и уникальны. Это оценки знаний и усердия по конкретному предмету. Плохая оценка не говорит о том, что ребенок – или родитель – плох, мы же помним об этом?

5. Озвучивать оценки и рассказывать о «непродуктивности»» ребенка публично, тем более сравнивая его с другими, – неэтично. Мы можем смело остановить преподавателя и просить, чтобы на эту тему он общался с родителями наедине.

Важно помнить

  • Ребенок не учится, то есть не воспринимает информацию от того преподавателя, которого боится и не уважает. Так уж устроен наш мозг.
  • Если вам кажется, что у ребенка плохие оценки по конкретному предмету, уточните оценки других детей. Если у большинства детей оценки такие же, то проблема может быть в учителе.
  • Ребенок часто в школьной жизни компенсирует что-то, что «недоукомплектовано» в семье. Например, отвечает плохой успеваемостью на обиды или родительское давление.
  • Есть возрастные особенности, которые система образования совершенно не учитывает. Например, в те самые годы, когда школьная нагрузка огромна и на носу экзамены, гиппокамп – он отвечает в том числе за долговременную память – находится в угнетенном состоянии. Это значит, что мозг не в состоянии справиться с объемом информации, стихи и формулы действительно не запоминаются, а нервная и сердечно-сосудистая система работают на пределе сил. Снижение успеваемости и «школьная апатичность» в это время закономерны.
  • В подростковом возрасте сильно снижается авторитет женщин-преподавателей, поскольку они попадают в архетип «мамы».

6. Родители – щит, защищающий ребенка. Что бы ни происходило, он может и должен рассчитывать на наше понимание. Важно задать себе вопрос: я мама-папа или представитель системы?

Если мы понимаем, что нужно что-то откорректировать, стоит определиться: я справлюсь сам, или необходим помощник – психолог, репетитор, тьютор. Иногда ребенку важно попасть в другую группу, чтобы он смог проявить другие качества, почувствовал себя «новым» в другой среде.

Иногда новое хобби становится катализатором для развития, а иногда действительно важна работа психолога и репетитора.

7. В каком бы состоянии мы ни возвращались с собрания, важно подумать, как поддержать своего ребенка, за что его похвалить. И только потом начинать «разбор полетов», если он вообще нужен. К примеру, можно сказать о том, какие качества и умения ребенка вызывают у вас уважение.


Все эти пункты написаны для того, чтобы по возвращению домой вы смогли искренне сказать, что любите своего ребенка. И если бы была возможность выбирать детей, вы бы выбрали именно его. Даже если с ним бывает сложно, грустно, обидно... А школа – это, конечно, важная часть жизни, но это всего лишь часть.

Доброго взросления!

Об авторе

Светлана Ройз

Светлана Ройз – детский и семейный психолог, автор книг «Волшебная палочка для родителей» (Ника-Центр, 2005), «Где живет ангел» (Ника-Центр, 2008). Автор проекта «Ребенковедение» – обучающей программы для родителей, педагогов и психологов по детской психологии. Руководитель Психологической студии (Киев, Украина).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • liza80   
    87 недель назад

При чем тут собрание? сейчас нет разбора полетов. если что, учитель в личку пишет...
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты