psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 

Как «правильно воспитывать»?

Задачи, которые приходится решать современным родителям, порой весьма противоречивы. Несколько упрощая, основной вопрос, волнующий родителей, можно сформулировать так: как правильно воспитывать? И есть ли здесь правила?
 Ка правильно воспитывать ребенка? Все ли я делаю верно? Ка правильно воспитывать ребенка? Все ли я делаю верно?

Мы стремимся вырастить своего ребенка свободно мыслящим, независимым человеком, который будет принимать решения самостоятельно, не подстраиваясь под сиюминутные требования общества. И в то же самое время мы ждем, что он, оставаясь автономным, будет легко и непринужденно чувствовать себя в любом коллективе, будет выглядеть воспитанным, коммуникабельным.

Как соединить эти, в чем-то противоположные, родительские запросы? Как воспитать в детях способность подчиняться правилам коллектива и вместе с тем действовать независимо? Как строить с ними уважительные, равноправные отношения и в то же время быть для них авторитетом?

читайте также19 необычных подсказок для родителей

На эти и другие вопросы наших читателей ответили эксперты Psychologies, экзистенциальный психолог Светлана Кривцова и детский психолог Галия Нигметжанова. Эта встреча состоялась в конце 2013 года на книжной ярмарке non/fiction и вызвала большой интерес посетителей.

Psychologies:  

С какой просьбой, каким пожеланием сегодня родители приходят к психологу на консультацию?

Галия Нигметжанова:  

Запрос довольно часто формулируется так: «Я хочу, чтобы мой ребенок вырос свободным, творческим человеком и при этом он не был в обществе белой вороной, не был нонконформистом, и чтобы на него не показывали пальцем». Я бы сказала, что это главный запрос. Все остальные пожелания вытекают из этого. «Я хочу, чтобы ребенок выбирал ту еду, которая ему нравится, но при этом не бросался манной кашей в других детей, чтобы он понимал, что прилично, а что нет». И так в любой сфере.

Участница встречи:  

У нас в семье немного другая проблема. Мой внук не может за себя постоять. Он учится во втором классе и, если его кто-то обозвал, обидел, сразу жалуется учителю. Его отец говорит: нельзя жаловаться старшим, надо разбираться самому, учиться давать сдачи, драться. Но я считаю, что внук должен быть воспитанным, я не хочу, чтобы он отвечал жестокостью своим обидчикам. Как и что мне ему говорить? Как он может за себя постоять?

Галия Нигметжанова:  

Это и есть открытый родительский вопрос: а что я должен в тот или иной момент ребенку говорить? Что должен в нем поддерживать? А что не должен поддерживать? Ребенок не становится автономным сиюминутно. И задача взрослых – давать ему возможность все больше, шаг за шагом улаживать свои конфликты самостоятельно, не прибегая к поддержке взрослых. Согласитесь, то, что было хорошо в группе детского сада (обращение за помощью к воспитателю), уже не хорошо в школе. По поводу жестокости вы правы: самый плохой способ – решать вопросы с помощью открытой агрессии. Потому что рано или поздно ты встретишься с еще большей агрессией. Надо уметь договариваться, объяснять свою позицию, решать свои вопросы в диалоге.

Участница встречи:  

Даже если ребенку едва исполнилось 8 лет?

Галия Нигметжанова:  

Я считаю, что в 8 лет ребенок прекрасно способен договариваться, к этому возрасту он уже должен получить основные навыки этого умения от взрослых.

Светлана Кривцова:  

Вашему внуку восемь лет? Как он к вам относится? С уважением? Есть у вас дома традиция посидеть, попить чаю и обсудить то, что происходит в его жизни? Есть? Прекрасно. Значит, вы можете вечером спокойно обсудить с ребенком то, что случилось в школе, и выяснить, кто ему противостоял в конфликте? Какого возраста его обидчик? Где это происходило и кто при этом присутствовал? Вам надо ненавязчиво побеседовать и понять картину. Потому что одного правильного решения на все случаи нет. Я допускаю, что в какой-то ситуации ему придется и подраться. Поэтому важно приучать его каждую ситуацию рассматривать отдельно. Не всегда вести себя одинаково, а решать: вот в этом случае я должен драться или могу решить конфликт иначе? Важно, чтобы взрослые не давали ребенку конкретные ответы и рекомендации. Самое лучшее – подробно расспросить обо всем, а потом поинтересоваться: а ты сам как думаешь? Что в этой ситуации было бы правильно? Пусть разберет и примерит на себя разные варианты. Хочет он пожаловаться – пусть он это сделает и посмотрит: понравилось ему это или нет? А в следующий раз пусть попробует поступить так, как папа советовал: даст сдачи и потом прислушается к себе снова. У последствий же тоже есть привкус! Да, это работа. Но для родителей и для бабушек-дедушек это самая интересная работа, какая может быть в жизни!

читайте такжеКак воспитывать ребенка, не вызывая у него чувства вины
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Если вы готовите ребенка к жизни в "цивилизованном" обществе, то далеко не везде и не всеми приемлем метод "дать сдачи". Я уже много лет живу заграницей и мои дети учатся в международной школе с колоссальным раз ростом национальностей. Так вот, здесь я столкнулась совсем с иной моралью и политикой школы, здесь приветствуются доносы учителю и решать проблемы дети сами не имееют права, тем более с помощью кулаков. За такие действия можно единомоментно вылететь из школы. Если ребенка обижают сверстники эти вопросы решаются вплоть до вмешательства полиции. Да и сами родители могу приобрести весьма существенные проблемы только прикрикнув на своего же ребенка. Методы российской школы кажутся безнадежно устаревшими. Вы можете сказать, что в России все по-другому. Но Россия не может жить изолированно от других стран, и ребенок, воспитанный по таким правилам может приобрести поведенческие проблемы во взрослой жизни. Поверьте мне, порою приходится адаптироваться совсем в другой среде, жить по другим стандартам, не тем, к которым мы привыкли. По-этому советую быть очень осторожными в своих суждениях и методах, предлагаемых детям.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье