psyhologies.ru
тесты
текст: Дарья Рыбина 

Марина Аромштам: «Важно не только что читать, но и как читать»

Составить список из 100 лучших книг, которые должен прочитать каждый российский школьник, – с таким предложением выступил в конце января Владимир Путин. Деятели культуры и интернет-сообщество откликнулись и предлагают свои списки – серьезные, пародийные, провокационные (например, «книг, которые не стоит рекомендовать школьникам»).
alt
Psychologies:  

Вас не смущает идея обязательного чтения?

Марина Аромштам:  

В этой идее нет ничего оригинального, список обязательных книг у нас уже и так существует: это список программных произведений по литературе. У этого списка кроме чисто учебных задач существует еще и «сверхзадача» – сформировать общее культурное поле, достичь общественного согласия в сфере ценностей.

Значит, проблема в том, кто и как его составляет?
М. А.:  В самой идее списка книг для детского чтения заложен конфликт поколений. Ведь его составляет поколение бабушек и дедушек. Но литература – живой организм. Постоянно рождаются новые книги, классика частью превращается в «памятники», а частью вдруг становится остроактуальной. Школа всегда опаздывает – учебный предмет «литература» во все времена и во всех странах рассказывал детям про памятники. А книги, которые отвечают на мысли и чувства современных детей и подростков, характеризуют их мироощущение, в списки чаще всего не попадают – они еще не проверены временем. Именно поэтому размышлять и спорить нужно не о том, что должно входить в списки, а о том, как учить детей читать. Не в смысле обучения грамоте, а в смысле овладения важным видом общения. Как развивать в них способность воспринимать и понимать. И это существенно сложнее, чем заполнить программу «лучшими образцами».

Марина Аромштам, писатель, автор книг «Когда отдыхают ангелы» и «Мохнатый ребенок» (КомпасГид, 2011), главный редактор интернет-журнала papmambook.ru для тех, кто читает детям.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье