текст: Марина Кравцова 

Мне не нравится моя учительница

«Школа учит нас терпимости, – объясняет детский психолог Марина Кравцова*. – Помогите понять ребенку, что учителя – это такие же люди, как и все остальные: они тоже могут быть раздражительными, а иногда и несправедливыми».
alt

«Для школьника 6–10 лет еще очень важны эмоционально-личностные связи с окружающими его взрослыми людьми. Если отношения с учителем не складываются, то ребенок в школе ощущает себя неуютно. Его переживания может отражать целый спектр чувств: страх, гнев, агрессия, апатия.

Впечатлительный и ранимый ребенок может, например, бояться учителя. Этот страх иногда возникает в результате единичного эпизода, когда учитель за что-то отругал ученика или просто повысил голос. И тогда ваш сын или дочь замыкаются в себе, отказываются отвечать на уроках.

Школьник, которому в семье потакают, может невзлюбить учителя и нарушать дисциплину просто потому, что не умеет подчиняться правилам. Тот, кто привык быть в центре внимания, может обижаться на то, что его не каждый раз спрашивают, когда он тянет руку. В результате, эта «нелюбовь» нередко становится взаимной: педагог бессознательно испытывает к ребенку неприязнь. А тот своим поведением только усугубляет ситуацию.

Стремясь помочь ребенку, избегайте крайностей: не стоит тут же бежать выяснять отношения с педагогом и администрацией или предлагать сыну (дочке) «потерпеть до средней школы». Прежде всего, внимательно выслушайте его и выразите сочувствие.

Ребенок имеет право испытывать негативные эмоции по отношению к учителю, и вам «очень жаль, что так получилось». Но объясните ему, что педагог – это такой же человек, как и все остальные: он имеет право выйти из себя и даже… быть несправедливым.

Не обсуждайте учителя при детях: если ребенок уловит хотя бы малейшую неприязнь в ваших словах, он примет вашу точку зрения, а это приведет к тому, что учиться ему будет еще труднее. Говорите с ним о жизни в классе, о происшествиях и событиях, спросите, как на них реагировал «нелюбимый» учитель. Понаблюдайте сами за его общением с детьми на переменах.

Примите участие в подготовке классного мероприятия: совместная деятельность помогает сблизиться, найти положительные стороны друг в друге. Но может случиться и так, что учитель действительно переступает границы дозволенного, унижает ребенка.

Пообщайтесь с родителями других детей, чтобы сравнить ваши ощущения: если они совпадают, поговорите с директором школы. Возможно, придется перевести ребенка к другому учителю или в другую школу».

* Автор книги «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» (Генезис, 2004).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты