Синдром дефицита внимания: как помочь детям

Чем полезны отвлекаемость и импульсивность

Одно из самых удобных объяснений синдрома дефицита внимания (СДВ) предложил психотерапевт и журналист Том Хартманн. Он заинтересовался этой темой после того, как у его сына обнаружили «минимальную мозговую дисфункцию», как в те времена называли СДВ. Согласно теории Хартманна, люди с СДВ — это «охотники» в мире «фермеров».

Какими чертами надо было обладать успешному охотнику в древние времена? Во-первых — отвлекаемостью. Если в кустах раздавался шорох, который все другие пропускали мимо ушей, он его прекрасно слышал. Во-вторых — импульсивностью. Когда раздавался шорох в кустах, пока другие только размышляли, стоит ли пойти и взглянуть, что там, охотник срывался с места не задумываясь.

Его бросал вперед импульс, подсказывавший, что впереди хорошая добыча

Потом, когда человечество постепенно перешло от охоты и собирательства к земледелию, востребованными стали другие качества, необходимые для размеренной, монотонной работы.

Модель «охотника» и «фермера» — один из лучших способов объяснить природу СДВ детям и их родителям. Это позволяет минимизировать акцент на расстройстве и раскрыть возможности для работы с наклонностями ребенка, чтобы максимально облегчить его существование в этом ориентированном на «фермеров» мире.

Синдром дефицита внимания: как помочь детям

Тренировать мышцу внимания

Очень важно научить детей четко различать моменты, когда они присутствуют в настоящем моменте и когда «выпадают из реальности» и их присутствие является только видимым.

Чтобы помочь детям натренировать «мышцу внимания», можно поиграть в игру под названием «Отвлекающий монстр». Попросите ребенка сосредоточиться на выполнении простого домашнего задания, а вы тем временем будете пытаться отвлечь его чем-то.

Допустим, ребенок начнет решать задачу по математике, а мать тем временем вслух начинает размышлять: «Что бы мне приготовить вкусного сегодня…» Ребенок должен изо всех сил стараться не отвлекаться и не поднимать головы. Если он справляется с этим заданием, то получает один балл, если нет — один балл получает мать.

Детям нравится, когда у них появляется возможность проигнорировать слова родителей

И подобная игра, со временем усложняясь, помогает им научиться концентрировать внимание на выполнении задания, даже когда им очень хочется на что-нибудь отвлечься.

Другая игра, позволяющая детям тренировать внимание, заключается в том, чтобы дать им сразу несколько команд, которые они должны выполнить, запомнив их последовательность. Повторять команды дважды нельзя. Например: «Выйди задом наперед во двор, сорви три травинки, положи их мне в левую руку, а потом спой песенку».

Начинайте с простых заданий, а потом переходите к более сложным. Большинству детей нравится эта игра, и благодаря ей они понимают, что значит использовать свое внимание на 100%.

Синдром дефицита внимания: как помочь детям

Справляться с домашними заданиями

Зачастую это самое сложное в учебе, и не только для детей с СДВ. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне. Можно научить «пробуждать» свой мозг перед началом занятий при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин — это помогает детям сфокусировать внимание при помощи стимуляции акупунктурных точек.

Помощь в выполнении работы, к которой ребенок не хочет приступать, может оказать десятиминутное правило. Вы говорите ребенку, что задание, которое он особенно не хочет выполнять, он может делать всего в течение 10 минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через 10 минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом.

Это хороший трюк, который помогает и детям, и взрослым сделать то, что не хочется

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом попрыгать 10 раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжать занятия. Такой перерыв поможет пробудить префронтальную кору мозга и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как каторгу.

Мы хотим, чтобы ребенок сумел увидеть свет в конце тоннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на маленькие, посильные для него кусочки. Осваивая стратегии, позволяющие облегчить жизнь «охотника» в мире «фермеров», мы начинаем больше понимать, как работает мозг ребенка с СДВ, и с радостью воспринимать их уникальный дар и вклад в нашу жизнь и в наш мир.


Об авторе: Сьюзен Стиффелман — педагог, специалист по обучению и родительскому коучингу, терапевт по вопросам семьи и брака, автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком и обрести его близость и любовь».