psyhologies.ru
тесты
текст: Марина Аромштам 

«Он не умеет проигрывать»

Каждое поражение в игре ребенок воспринимает как катастрофу: разбрасывает фишки, швыряет об землю ракетку, оскорбляет соперников и считает себя неудачником(цей)… Почему он (она) так себя ведет, когда проигрывает? Отвечает кандидат педагогических наук Марина Аромштам*.
alt

«Проигрывать всегда неприятно. Однако некоторые дети (чаще мальчики) настолько сильно драматизируют каждое поражение, что буквально отравляют жизнь себе и окружающим. Они отказываются играть, винят в своей неудаче плохой инвентарь, яркое солнце, бьющее в глаза, соперника, который жульничает… Но сильнее всего они обвиняют самих себя – в том, что не оправдали собственных надежд.

С чем же связано это неумение проигрывать? Возможно, ребенок в свои 6–10 лет еще пребывает на стадии младенческого всемогущества – чувствует себя, как в раннем детстве, центром вселенной и не осознает границ, которые задает ему жизнь. Часто так ведут себя единственные дети в семье, которым незнакома конкуренция с братьями или сестрами. Но в равной степени такое отношение может отражать и соперничество младших со старшими.

Одерживая победу, ребенок заявляет родителям о своем существовании, о том, что он так же ценен, как и его брат или сестра, которыми взрослые, возможно, слишком восторгаются… Но сложнее всего принимают свой проигрыш дети, у которых не сформировано позитивное видение самих себя и они стремятся повысить самооценку любым способом. Проигрыш – это покушение на их нарциссизм и настоящая трагедия. Особенно если взрослые требуют от них побед, которые так льстят родительскому самолюбию…

Как вести себя в такой ситуации? Прежде всего проявите внимание к чувствам ребенка, его занятиям. Учите его играть по правилам и сами станьте его партнером в игре. Подойдет любая настольная игра с кубиком, где шансы на успех у взрослого и ребенка практически равны. Перед началом проговорите возможные варианты финала, в том числе и поражение. А после игры спросите ребенка, что он чувствует, расскажите о своих переживаниях.

Заранее придумайте специальный ритуал для проигравшего: к примеру, он должен поаплодировать победителю (принятие своего поражения начинается с признания победы другого), а потом выпить стакан сладкого сока – чтобы «подсластить» настроение или «залить» гнев. Вообще проигрыш можно обставить очень весело. А чувство юмора по отношению к самому себе – великий психотерапевт».

*Автор книги «Ребенок и взрослый в педагогике переживания» (Линко-Пресс, 1998).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье