текст: Татьяна Гаврилова 

«Он ворует в школе»

Даже если это произошло впервые, нельзя принижать значение такого поступка и утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденную вещь со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сделал это еще раз, предупреждает детский психотерапевт Татьяна Гаврилова.
alt ФОТО Dreamstime.com 

Младшие школьники берут то, что им очень хочется иметь в данный момент: жвачку, красивый ластик или яркий карандаш. И еще то, что они коллекционируют: игрушки из яиц-сюрпризов, вкладыши, наклейки. Для подростков 11–13 лет стащить что-то в школе или магазине значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, а старшим – независимость и пренебрежение. Девочка может украсть лак для ногтей, который ей не очень даже и понравился, мальчик тайком выносит из супермаркета музыкальные диски, не обращая внимание на их содержание. В школе младшие подростки могут забрать какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его – за то, что услужлив перед учителем, лучше учится или просто не такой, как все.

Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия своих действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют встать на позицию другого, представить его переживания, когда тот лишается вещей. У подростков в 11–13 лет развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что их осудят, но желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они надеются избежать наказания.

Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка и утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденную вещь со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть его к тому, чтобы он сделал это еще раз. Возьмите себя в руки – не кричите, не грозите милицией. Разберитесь, почему он так поступил. В идеале он должен вернуть в магазин (или однокласснику) украденное (или возместить его стоимость) и принести свои извинения. Если ребенок мал, пойдите вместе с ним, но дайте возможность вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал стыд, но имел шанс исправить свой поступок. И не навешивайте ярлыки: школьник взял чужое, но он не вор. Если же проступок повторяется неоднократно, это серьезный повод задуматься о том, что происходит в душе ребенка, в его отношениях со сверстниками или в вашей семейной жизни.

P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты