psyhologies.ru
тесты
текст: Клод Леви Стросс 

Почему мы хотим, чтобы дети верили в Деда Мороза?

Дед Мороз – непременный герой зимних праздников, но мы очень редко задумываемся о том, почему он нам так дорог. Крупнейший антрополог ХХ века Клод Леви-Стросс раскрыл поразительный скрытый смысл новогодних ритуалов. На русском языке отрывки из его эссе публикуются впервые.
alt

Об авторе

Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss), французский этнограф и антрополог, классик структурализма – направления, повлиявшего на все гуманитарные науки в XX веке. Родился в Брюсселе в 1908 году, умер в Париже в октябре 2009 года в возрасте ста лет. Его революционные исследования племен американских индейцев положили начало теории первобытного мышления, которая в корне изменила западное понимание культуры. Он был убежден, что в основе разных цивилизаций лежат единые механизмы миропонимания – универсальные структуры, объединяющие человечество.

alt

«Дед Мороз – это не мифическое существо, потому что нет мифа, сообщающего о его происхождении и функциях. Это и не легендарный персонаж, потому что с ним не связано никакого полуисторического повествования. На самом деле это сверхъестественное и неизменное существо, навсегда застывшее в своей форме и определяемое уникальной функцией и периодическим возвращением, относится скорее к семейству божеств. Кстати, в определенные периоды года дети совершают по отношению к нему культовые действия в форме писем и молитв: он вознаграждает добрых и оставляет без подарка злых. Единственное различие между Дедом Морозом и настоящим божеством состоит в том, что взрослые в него не верят, хотя и поощряют верить в него своих детей и поддерживают эту веру множеством мистификаций.

Дед Мороз выражает прежде всего разницу в статусе между детьми, с одной стороны, и подростками и взрослыми – с другой. Действительно, мало найдется человеческих групп, в которых в той или иной форме дети (иногда также и женщины) не были бы исключены из общества мужчин незнанием определенных таинств или верой – тщательно поддерживаемой – в какую-нибудь иллюзию, которую взрослые оставляют за собой право разоблачить в нужный момент, знаменуя тем самым присоединение молодых поколений к своей общности. Мифы и ритуалы посвящения несут в человеческих обществах совершенно определенную практическую функцию: они помогают старшим держать младших в подчинении и поддерживать среди них порядок. В течение всего года мы ссылаемся на приход Деда Мороза, чтобы напомнить детям, что его щедрость будет соразмеряться с их хорошим поведением. А периодический характер раздачи подарков позволяет подчинить детские запросы определенной дисциплине, свести к короткому периоду то время, когда они действительно имеют право требовать подарков...

От Античности до Средневековья «декабрьские праздники» демонстрируют одни и те же черты. Прежде всего, украшение зданий зелеными растениями; затем обмен подарками или раздача подарков детям; веселье и пиры; и, наконец, братание между богатыми и бедными, хозяевами и слугами. Причем в Средние века дети не пребывали в терпеливом ожидании, пока игрушки спустятся к ним по каминной трубе. Обычно они, перерядившись и собравшись гурьбой, ходили от дома к дому, распевая и поздравляя с праздником, а взамен получали фрукты и пироги. Знаменательный факт: чтобы подкрепить свое право собирать дань, они напоминали о смерти. Ход осени в ритуальном плане сопровождается диалектическим действом, основными этапами которого являются: возвращение мертвых, их угрожающее и надоедливое поведение, установление некоего modus vivendi с живыми на основе обмена услугами и подарками и, наконец, триумф жизни, когда мертвые, ублаготворенные подарками, покидают живых, оставляя их в покое до следующей осени. Англосаксонские страны охотно раздваивают эти отношения на две крайних, противостоящих друг другу формы – Хэллоуин, когда дети изображают мертвых, чтобы вымогать мзду у взрослых, и Рождество, когда взрослые ублажают детей, чтобы активизировать свой статус живых.

читайте такжеИскусство делать подарки: как избежать ошибок?
Источник фотографий: CORBIS / FOTO S.A.
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье