psyhologies.ru
тесты
текст: Ольга Троицкая 

Почему ребенку неуютно со сверстниками?

Иногда активный, жизнерадостный ребенок явно чувствует себя неуверенно в окружении сверстников – стесняется с ними играть, замыкается в себе, хотя спокойно и с удовольствием общается со знакомыми взрослыми. Почему он боится других детей? Наблюдения психолога Ольги Троицкой.
Симпатичная робка девочка ФОТО Getty Images 

Он сосредоточен на проблемах взрослых

Одна из возможных причин в том, что ребенок воспитывается в семье как партнер взрослых. Взрослые общаются с ним как с равным. Это происходит, когда мама делится своими переживаниями с дочерью как с подругой. Когда ребенку делегируется слишком много ответственности. Когда он должен помогать, сочувствовать, поддерживать взрослые разговоры и его всячески поощряют, когда он нравится взрослым. В результате у ребенка появляется «внутренний контролер»: он целиком сосредоточен на проблемах взрослых, старается вести себя по отношению к ним так, как положено, как надо, потому что они же от него чего-то ждут! Окружающие дети кажутся такому ребенку пустыми, ведущими себя странно. Ему непонятно, что значит быть свободным и непринужденным. Бегать, толкаться, кричать – как это? Зачем? Обычно роли в семьях, где растут дети с такими проблемами, перекошены. Родители якобы подняли еще неокрепшего человечка до своего уровня, а в результате получился и не взрослый, и не ребенок. Человек, который при этом рассуждает примерно так: папа все делает неправильно – зачем он ссорится с мамой? Или: мама такая хорошая, но несчастная, потому что и папа ее обижает, и бабушка на нее кричит. Получается, что мама – маленькая, а он, ребенок, – большой. Взрослым нужно работать над своими отношениями, а не обременять ими детей. Вместо этого они с гордостью говорят: «Дочь для меня – не ребенок, а подруга!» или «Сын – единственная моя опора!». Родителям не мешало бы в этих случаях все-таки осознать, кто кому опора. Важно, чтобы ребенок видел в них образец взрослого поведения и отношения к жизни.

читайте такжеОбщаться со своим ребенком

Он просто застенчив

Задача родителей застенчивого ребенка — помочь ему освоить пространство. И здесь очень важно не давить на него: «Иди познакомься, поиграй с ребятами!» Возможно, он и переступит через себя, пойдет, но урок того, что его внутренние переживания вам не особо важны, тоже усвоит. Если вы хотите, чтобы ребенок играл с детьми, перестаньте во время прогулок разговаривать с подругами, сделайте шаг на детскую площадку, заведите какую-нибудь игру с вашим ребенком и привлеките к ней еще двух-трех детей. Можно начинать общаться в более комфортной для ребенка ситуации – позвать одного-двоих детей в гости. Рядом с вами и в знакомой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо свободнее. Потом можно создать ситуацию, чтобы дети поиграли самостоятельно. Если родители хоть иногда играют со сверстниками своих детей, берут их за город или в лес вместе со своим ребенком, у их сына или дочери появляется определенный статус в детской компании, с ним больше и охотнее общаются.

читайте такжеНе называйте ребенка застенчивым!

Играйте вместе

Умение общаться с ровесниками формируется у ребенка после трех лет, очень постепенно. К четырем-пяти годам дети все охотнее включаются в коллективные игры, но лучше в них играть под руководством взрослого. Он и правила объяснит, и пригласит других детей. Пятилетним детям еще трудно играть самостоятельно: они кричат и толкаются, не всегда могут понять суть игры. Проще, если играют дети разного возраста: пятилетние бегают по правилам, которые задают восьми-девятилетние. Вообще очень важно, чтобы дети играли не только в обучающие и развивающие игры, но и в игры с ролями и правилами: в прятки, казаки-разбойники, лапту. Это игры очень древние, архетипические, разные их варианты существуют у многих народов с незапамятных времен. Играя в них, ребенок общается со сверстниками, учится работать в команде, у него есть эмоциональный контакт с окружающими, и при это этом он соблюдает правила – идеальные условия для развития личности!1

Ольга Троицкая – семейный психолог, телесно-ориентированный терапевт, член Московского общества семейных терапевтов и консультантов, руководитель «Мастерской Ольги Троицкой».

1 Подробнее читайте об этом в книге «Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях» (Никея, 2014)
читайте такжеНаучитесь играть со своими детьми!
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье