psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Мария Федотова 

Почему скучать иногда полезно?

«Мам, мне скучно!» – фраза, способная вызывать панику у многих родителей. Почему-то нам кажется, что скучающий ребенок наглядно доказывает нашу родительскую несостоятельность, неумение создать правильные условия для развития. Позвольте ему похандрить, советуют эксперты: у скуки есть свои неоценимые достоинства.
Почему скучать иногда полезно? ФОТО Getty Images 

Многие родители стремятся расписать летние каникулы своего чада буквально по часам. Организовать все так, чтобы ни одна неделя не прошла впустую, без новых поездок и впечатлений, без интересных игр и полезных занятий. Нам страшно даже представить, что ребенок проснется однажды утром и не будет знать, что ему делать.

«Не стоит так бояться скуки и перегружать детей летом, – считает детский психолог Лин Фрай (Lyn Fry), специалист по вопросам образования. – Если весь день ребенка насыщен занятиями, организованными взрослыми, это мешает ему найти что-то свое, понять, что ему действительно интересно. Задача родителей – помочь сыну (дочери) найти свое место в обществе, стать взрослым. А быть взрослым – значит уметь занимать себя и находить дела и увлечения, которые доставляют нам радость. Если родители посвящают все свое время вопросам планирования свободного времени своего ребенка, то он никогда не научится делать это сам».

Благодаря скуке у нас появляется внутренний стимул к творчеству

«Именно благодаря скуке у нас появляется внутренний стимул к творчеству, – подтверждает Тереза Белтон (Teresa Belton), специалист по развитию из Университета Восточной Англии. – Отсутствие занятий побуждает нас попробовать сделать что-то новое, непривычное, придумать и осуществить какую-то идею». И хотя наши шансы оказаться предоставленными сами себе заметно поубавились с развитием интернет-технологий, стоит прислушаться к словам экспертов, которые вот уже несколько десятилетий говорят о важности «ничегонеделания» для развития ребенка. В 1993 году психоаналитик Адам Филлипс (Adam Phillips) написал, что способность переносить скуку может быть важным достижением в развитии ребенка: «Скука – это наш шанс созерцать жизнь, а не мчаться сквозь нее»1.

По его мнению, одно из самых угнетающих требований взрослых к ребенку заключается в том, что тот должен быть занят чем-то интересным еще до того, как получит возможность понять, а что же, собственно, его интересует. Но для того, чтобы это понять, ребенку необходимо время, не занятое ничем другим.

Найти то, что действительно интересно

Лин Фрай предлагает родителям в начале лета сесть вместе с детьми и общими усилиями составить список того, чем ребенок мог бы с удовольствием заниматься во время каникул. Здесь могут быть такие типичные занятия, как игра в карты, чтение книг, прогулки на велосипеде. Но могут быть и более сложные, оригинальные идеи, например, приготовление ужина, постановка спектакля или занятие фотографией.

И если однажды летом ребенок подойдет к вам с жалобой на скуку, посоветуйте ему заглянуть в список. Так вы предоставите ему право самому решать, какое дело выбрать и как распорядиться свободными часами. Даже если он не найдет. чем заняться, нет никакой проблемы в том, что он похандрит. Главное, понимать, что это не пустая трата времени.

Составьте в начале лета вместе с детьми список того, чем они могли бы с удовольствием заниматься во время каникул

«Я думаю, что дети должны научиться скучать для того, чтобы мотивировать себя делать какую-то работу и добиваться своего, – поясняет Лин Фрай. – Позволить ребенку скучать – это один из способов научить его быть самостоятельным и полагаться на самого себя».

Похожую теорию выдвинул в 1930 году философ Бертран Рассел, который посвятил значению скуки главу в книге «Завоевание счастья». «Воображение и способность справляться со скукой необходимо тренировать в детстве, – пишет философ. – Ребенок развивается лучше всего, когда, подобно молодому растению, его оставляют, не беспокоя, в одной и той же почве. Слишком много путешествий, слишком большое разнообразие впечатлений не полезны для юного создания, по мере взросления они делают его неспособным выносить плодотворное однообразие»2.

Подробнее читайте на сайте Quartz.

1 A. Phillips «On Kissing, Tickling, and Being Bored: Psychoanalytic Essays on the Unexamined Life» (Harvard University Press, 1993).
2 B. Russell «The Conquest of Happiness» (Liveright, 2013).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье