psyhologies.ru
тесты
текст: Алла Ануфриева 
PSYCHOLOGIES №3

Развитие ребенка: после трех уже поздно?

«Первый год жизни решает все!», «После трех уже поздно», – заголовки многих книг призывают родителей чуть не с первых дней жизни интенсивно заниматься развитием ребенка. Почему мы убеждены, что надо спешить? Действительно ли первые годы решают все?
Раннее развитие ребекнка ФОТО Eric Giriat for Psychologies Magazine France  

«В психологии есть понятие «сенситивный период», – объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Это наиболее благоприятное время для формирования той или иной способности. В освоении речи, например, это возраст до трех лет. Если не воспользоваться возможностями, которые открывает сенситивный период, время может быть упущено. Однако развитие многих способностей, например музыкальных, возможно и в более позднее время. Кроме того, для каждого ребенка сенситивные периоды индивидуальны. Поэтому полезнее присматриваться к поведению и запросам сына (дочери), чем отчаиваться, что время упущено». Что существенно влияет на будущее благополучие и успешность наших детей, так это наличие в первые годы жизни базовых условий развития.

пройдите тесты

Умеете ли вы воспитывать детей?

Об этом говорят, в частности, работы экономиста Джеймса Хекмана1 и психолога Чарльза Нельсона. Базовые условия – достаточное питание, а главное – общение с близким взрослым, благодаря которому формируется и словарный запас, и эмоциональный интеллект, и способы познания мира. «Отношения родителей и ребенка напрямую влияют на его становление, – подчеркивает Мария Фаликман. – Однако странно утверждать, что психика уже сформирована к трем или шести годам. Говорить так – значит отрицать данные нейронаук, свидетельствующие о пластичности мозга, о его способности меняться в зависимости от опыта. Как у взрослого человека, так и у ребенка развитие психики не может прекратиться. Например, изучение мозга у таксистов и игроков в гольф показало: при освоении новой культурной практики мозг перестраивается в ходе обучения, одновременно с формированием новых пространственных или двигательных навыков2. А еще доказано, что познавательные функции начинают идти на спад не в год и не в пять, а после двадцати лет, а словарный запас и вовсе возрастает почти до шестидесяти». Наконец, вера в то, что способности можно развивать, делает школьников более успешными по сравнению с теми детьми, кто рассчитывает лишь на природные данные3. Так что взрослым стоит помнить: все решается… всю жизнь!

1 J. Heckman «Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children», Science, 2006, № 312.
2 L. Bezzola et al. «Training-induced neural plasticity in golf novices, Journal of Neuroscience», 2011, № 31(35); E. Maguire et al. «Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers», PNAS, 2000, № 97(8).
3 К. Дуэк «Гибкое сознание» (Манн, Иванов и Фербер, 2013).
Читайте также
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье