psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовил Юрий Зубцов 

В каком возрасте мозг особенно уязвим?

Наш мозг настолько тонко и сложно устроен, что лучше оберегать его от негативных воздействий в любом возрасте. Однако в детстве есть два периода, когда риски особенно велики, считают нейрофизиологи.
Работа мозга мамы и ребенка ФОТО Getty Images 

Устройство мозга занимало людей всегда, но лишь с развитием магнитно-резонансной томографии мы получили возможность «заглянуть внутрь» черепной коробки и понаблюдать за работой одного важнейших органов нашего тела. Врач и нейрофизиолог Тара Суарт (Tara Swart) из Массачусетского технологического института (США), работая над проблемой негативных воздействий на мозг, утверждает, что мозг ребенка заслуживает особенно бережного отношения в период от года до двух и в подростковом возрасте1.

От года до двух: научиться ходить и говорить

В чем особенность второго года жизни? Мозг маленького ребенка выполняет фантастический объем работ по усвоению гигантского количества информации, и второй год жизни является в этом смысле особенно сложным. «Распознавание речи, а затем и попытки начать самостоятельно говорить – комплексная задача, которую приходится решать мозгу», – подчеркивает Тара Суарт. Она напоминает о том, что освоение иностранного языка взрослыми людьми часто сопровождается серьезными эмоциональными перегрузками и чувством истощения. Ребенку же на втором году жизни приходится одновременно справляться и с еще одной труднейшей задачей. Он учится ходить – и с точки зрения активности головного мозга это тоже более чем серьезно. В мозге происходит интенсивный процесс формирования нейронных связей, ответственных за новые виды деятельности.

читайте такжеТВ-мозг

В результате любые негативные воздействия могут вызвать серьезные нарушения неврологического и психического развития. Под воздействиями Тара Суарт понимает как физические – будь то сотрясение мозга или тяжелое заболевание, так и эмоциональные травмы – грубое обращение, насилие, расставание с родителями. При этом сам ребенок, переживший нечто подобное, не в состоянии позднее вспомнить, что с ним произошло, и отыскать причины своих проблем (мы более-менее ясно помним себя примерно с 4-5-летнего возраста).
Нейрофизиолог ссылается на многочисленные исследования, проведенные американскими психологами в Румынии начиная с 1980-90-х годов2. После падения режима Чаушеску страна пережила тяжелейший экономический кризис. Многие родители в суровых условиях отказывались даже от здоровых детей просто потому, что не видели возможности их прокормить, так что в детских домах Румынии оказались около 100 тысяч детей, которые были относительно неплохо материально обеспечены. Однако перенесенные ими психологические травмы, включая расставание с родителями и недостаток заботы и любви в казенных воспитательных учреждениях, оказали серьезное влияние на дальнейшую жизнь. «Существует множество свидетельств: повзрослев, воспитанники детских домов с трудом удерживаются на хорошей работе, не умея выстроить отношения с коллегами. В еще большей степени это касается личных отношений, – отмечает Тара Суарт. – Сканирование их мозга показывает наличие изменений в лимбической структуре – комплексе областей, ответственных прежде всего за эмоциональное развитие».

читайте такжеКак мозг делает нас тем, что мы есть

Подростки: прополка огорода

Вторым периодом риска Тара Суарт называет подростковый возраст. Интенсивность происходящих в мозге подростка процессов вполне сопоставима с мозговой активностью совсем маленьких детей. Прежде всего, мозг проводит «ревизию» нейронных связей, удаляя лишние, не задействованные в течение долгого времени цепочки. Этот процесс можно условно уподобить прополке огорода: необходимо убрать ненужные, сорные растения, чтобы дать в полной мере развиться полезным и необходимым. Точно так же мозг избавляется от неиспользуемых нейронных связей, чтобы дать нам возможность максимально эффективно распорядиться оставшимися.

В подростковом возрасте резко возрастает нагрузка на лобные доли и префронтальную кору головного мозга – области, отвечающие за общее управление мыслительной активностью, способность понимать сложные ментальные концепции, ставить цели и определять способы их достижения. «Подростки впервые начинают интересоваться, например, политикой, другими социальными процессами, совершенствуют свои коммуникативные навыки», – поясняет Тара Суарт. Стоит ли удивляться, например, тому, что подростки часто жалуются на недосыпание. Им объективно необходимо больше времени для сна, чтобы мозг мог полностью восстановиться. И любые травматические воздействия в этом возрасте также могут привести к различным проблемам в психологическом и эмоциональном развитии.

1 Подробнее см. на информационном портале Quarz, QZ.com
2 Например, R. Vanderwert et. al. «Timing of intervention affects brain electrical activity in children exposed to severe psychosocial neglect». Онлайн-публикация на научном портале PLoS One от 1 июля 2010 года.
читайте такжеПричиняя себе вред, подростки хотят внимания?
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье