psyhologies.ru
тесты
текст: Галина Черменская 
PSYCHOLOGIES №11

Пробудить у них вкус к учебе

Сегодня большинство детей смотрит на школу как на неизбежное зло или, хуже того, – как на каторгу. Реакцией на давление со стороны родителей и учителей часто становится страх «не справиться». Как пробудить (или вернуть) желание учиться?
Пробудить у них вкус к учебе

Отношение ребенка к школе напрямую зависит от того, какие чувства связаны со школой у нас самих. Может быть, мы так и не избавились от детского страха перед ней или нас пугают новые требования, которых «в наше время» не было?

«Дети это ощущают кожей, – говорит детский клинический психолог Елена Морозова. – И понимают: если уж боится мама, то мне тем более надо бояться. Так мы поневоле даем ребенку понять, что учеба – процесс очень трудный и сложный, который не несет никакой радости».

Стоит задуматься и о собственных взглядах, считает писатель и учитель литературы Александр Закуренко. Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа – лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», – подчеркивает педагог.

В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не слишком успешны. Или, наобо­рот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое?

«Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», – уверен Александр Закуренко.

Опирайтесь на то, что им нравится

Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.

Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, – объясняет Елена Морозова. – И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? А почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию».

Постарайтесь уловить, что ему интересно, и, даже если ваши интересы не совпадают, переключиться на его «регистр»

Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает. Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, и, даже если ваши интересы не совпадают, переключиться на его «регистр». Это требует усилий. Но иначе диалога не получится».

Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы… список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки – между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии…

Поощряйте познание, а не просто запоминание

Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках.

«Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить, – констатирует Елена Морозова. – Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление – и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес! А умение держать удар наверняка пригодится ему во взрослой жизни, раз уж мы так беспокоимся о его успешности».

Не всякая учеба помогает ребенку раскрыться, соглашается Александр Закуренко. «Школа требует от него повторения каких-то образцов. И хорошо, если мы сумеем увести его из мира готовых схем в мир свободного вопрошания. Человек начинает учиться, только когда начинает сам задавать вопросы. Тогда у него появляется собственная мотивация, ему интересно найти ответ. За которым последует новый вопрос. По опыту я знаю, что можно пробудить интерес к любому предмету, если показать, что в нем есть загадки. По большому счету учеба – это приключение мысли. Тот, кто это прочувствовал, будет учиться всегда и везде».

Отмечайте их успехи

В нашей педагогике долгое время считалось, что главное – показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять, рассказывает Елена Морозова. «Но о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение».

Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. «Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. Но сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с учебой справишься».

Но что, если мы вообще не видим позитива? Елена Морозова предлагает вести в течение месяца дневник, фиксируя то, что удалось ребенку, и анализируя эти маленькие достижения. Не забывая при этом радоваться самим и хвалить ребенка. Конечно, не надо перегибать палку. «Постепенно у ребенка включится рефлексия, он сможет здраво себя оценивать, не ожидая похвалы и не боясь ошибиться», – обнадеживает родителей Александр Закуренко.

Пробудить у них вкус к учебе

Играйте в слова

Роль «проводника в мир слов» принадлежит, прежде всего, родителям. «Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить, – отмечает Елена Морозова. – Но дальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь». Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы – все может помочь.

Но лучше всего, по мнению Александра Закуренко, живая речь: «Мой опыт говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление».

Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность – книги, рекламу, интернет, кино, – чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней.

Заботьтесь о них

Не забывайте о теле. «Особенно это важно для астеничных, ослабленных детей, – напоминает Елена Морозова. – Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв». Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром – глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал: «При недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку».

Когда и в школе, и дома от него все чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам

Элементарные вещи? Да, но за ними недостаточно следят! Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. Прежде чем приняться за уроки, полезно сделать несколько поверхностных вдохов и выдохов животом, с рукой на животе, расслабить пальцы, шею, выполнить упражнение «тряпичная кукла» или раскрасить мандалу (сборники раскрасок продаются повсюду) – это разом и разрядка, и сосредоточение.

И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. «Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем, – призывает Елена Морозова. – Помогайте ему там, где трудно, показывайте, что любите его».

Источник фотографий: GETTY IMAGES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье