psyhologies.ru
тесты
текст: Галия Нигметжанова 

Мой ребенок учится за границей

Родители сами к этому стремятся... и все же болезненно переживают, когда подросток уезжает из дома. Постарайтесь увидеть новый смысл этих отношений, советует детский психолог Галия Нигметжанова. Забота должна постепенно уступить место диалогу равных людей.
alt

Отправляя своего ребенка, обычно подростка 14–17 лет, в школу Европы или Америки, родители руководствуются самыми благими намерениями: дать ему качественное образование в безопасном окружении, помочь стать самостоятельным… Но ясные цели не избавляют их от чувства беспомощности и тревоги, когда сын или дочь покидает дом. Как ребенок приспособится к новым условиям? Кто ему поможет в незнакомой стране? Его отъезд (пусть даже на полгода) взрослые часто переживают как потерю смысла жизни. Отсутствие привычных забот, свою неприкаянность, ненужность ощущают все родители, но особенно остры переживания в семьях, где жизнь была построена вокруг интересов ребенка. Многие сомневаются в правильности своего решения, чувствуют вину за то, что не могут быть рядом, борются с желанием выехать к ребенку, чтобы взять ситуацию под контроль...

Об этом

О феномене «опустевшего гнезда» рассказывает системный семейный психолог Анна Варга в книге «Введение в системную семейную психотерапию» (Когито-центр, 2011). Лучше понять своего взрослеющего подростка поможет также антология «Подросток и семья», составленная психологом Даниилом Райгородским (Бахрах-М, 2002).

Наберитесь терпения и примите факт, что адаптация к новым условиям не будет быстрой. Особенно труден первый год: в это время детям требуется постоянная поддержка. На расстоянии непросто понять, что хочет сказать ребенок, когда он «расклеивается» и просит вернуть его домой. Ведь разговоры по скайпу или по телефону, как правило, происходят поздно вечером, когда он устал после учебного дня. Важно избегать крайностей: отмахиваться («не выдумывай») или, жалея ребенка, (по первому его требованию) предлагать ему вернуться. Расспрашивайте его о впечатлениях, отношениях со сверстниками, учителями, спокойно разбирайте сложные для него ситуации. Многие родители говорят о том, что на расстоянии их общение с детьми стало более содержательным, глубоким, открытым. Подростки поднимают темы, которые раньше никогда не обсуждали. С другой стороны, родительские амбиции и самолюбие («я все для него сделал, а он не справился!») не должны помешать увидеть непереносимую для ребенка ситуацию. Вы сможете объективнее оценить его состояние, если постараетесь спокойнее относиться к его возможному возвращению домой. Но если подросток чувствует апатию, теряет кураж и интерес к жизни, на помощь надо мчаться немедленно.

Галия Нигметжанова, психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

читайте также

Эффект присутствия

Зачем нужно чувство вины?

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье