949

Мой ребенок учится за границей

Родители сами к этому стремятся... и все же болезненно переживают, когда подросток уезжает из дома. Постарайтесь увидеть новый смысл этих отношений, советует детский психолог Галия Нигметжанова. Забота должна постепенно уступить место диалогу равных людей.
alt

Отправляя своего ребенка, обычно подростка 14–17 лет, в школу Европы или Америки, родители руководствуются самыми благими намерениями: дать ему качественное образование в безопасном окружении, помочь стать самостоятельным… Но ясные цели не избавляют их от чувства беспомощности и тревоги, когда сын или дочь покидает дом. Как ребенок приспособится к новым условиям? Кто ему поможет в незнакомой стране? Его отъезд (пусть даже на полгода) взрослые часто переживают как потерю смысла жизни. Отсутствие привычных забот, свою неприкаянность, ненужность ощущают все родители, но особенно остры переживания в семьях, где жизнь была построена вокруг интересов ребенка. Многие сомневаются в правильности своего решения, чувствуют вину за то, что не могут быть рядом, борются с желанием выехать к ребенку, чтобы взять ситуацию под контроль...

Об этом

О феномене «опустевшего гнезда» рассказывает системный семейный психолог Анна Варга в книге «Введение в системную семейную психотерапию» (Когито-центр, 2011). Лучше понять своего взрослеющего подростка поможет также антология «Подросток и семья», составленная психологом Даниилом Райгородским (Бахрах-М, 2002).

Наберитесь терпения и примите факт, что адаптация к новым условиям не будет быстрой. Особенно труден первый год: в это время детям требуется постоянная поддержка. На расстоянии непросто понять, что хочет сказать ребенок, когда он «расклеивается» и просит вернуть его домой. Ведь разговоры по скайпу или по телефону, как правило, происходят поздно вечером, когда он устал после учебного дня. Важно избегать крайностей: отмахиваться («не выдумывай») или, жалея ребенка, (по первому его требованию) предлагать ему вернуться. Расспрашивайте его о впечатлениях, отношениях со сверстниками, учителями, спокойно разбирайте сложные для него ситуации. Многие родители говорят о том, что на расстоянии их общение с детьми стало более содержательным, глубоким, открытым. Подростки поднимают темы, которые раньше никогда не обсуждали. С другой стороны, родительские амбиции и самолюбие («я все для него сделал, а он не справился!») не должны помешать увидеть непереносимую для ребенка ситуацию. Вы сможете объективнее оценить его состояние, если постараетесь спокойнее относиться к его возможному возвращению домой. Но если подросток чувствует апатию, теряет кураж и интерес к жизни, на помощь надо мчаться немедленно.

Галия Нигметжанова, психолог московского психологического центра поддержки семьи «Контакт».

читайте также

Эффект присутствия

Зачем нужно чувство вины?

Текст: Галия Нигметжанова
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
ВИДЕО КОНФЕРЕНЦИИ PSYCHOLOGIES DAY

10 часов лекций о мозге

Смотреть
новый номерДЕКАБРЬ 2019 – ЯНВАРЬ 2020 №47
164Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты