psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовил Николай Проценко 

Как мотивировать подростка

Мы все были тинейджерами и помним, какое возмущение и протест вызывали родительские запреты. Как общаться со взрослеющими детьми? И какие методы воспитания эффективнее всего?
На подростков лучше действует не «кнут», а «пряник» ФОТО Getty Images 

Даже если тинейджер уже выглядит как взрослый, не забывайте, что психологически он все еще ребенок. И методы воздействия, которые работают со взрослыми, с детьми лучше не применять.

К примеру, метод «кнута» и «пряника». Чтобы выяснить, что лучше действует на подростков – обещание вознаграждения или угроза наказания, 18 школьников (12–17 лет) и 20 взрослых (18–32 года) были приглашены для эксперимента. Они должны были сделать выбор между несколькими абстрактными символами1.

За каждый из символов участник мог получить «награду», «наказание» или не получить ничего. Иногда участникам показывали, что бы произошло, если бы они выбрали другой символ. Постепенно испытуемые запоминали, какие символы чаще всего приводили к определенному исходу, и меняли стратегию.

При этом подростки и взрослые одинаково хорошо запоминали, за какие символы можно получить награду, но у тинейджеров заметно хуже получалось избегать «наказаний». К тому же взрослые показывали лучшие результаты, когда им сообщали, что могло бы произойти, если бы они сделали другой выбор. Подросткам же эта информация никак не помогала.

Если мы хотим мотивировать тинейджеров что-то делать, эффективнее будет предложить им вознаграждение

«Процесс обучения у подростков и взрослых происходит по-разному. В отличие от старших, у тинейджеров не получается менять поведение, чтобы избежать наказания. Если мы хотим мотивировать школьников что-то делать или, наоборот, не делать, эффективнее предложить им вознаграждение, чем угрожать наказанием», – говорит главный автор исследования, психолог Стефано Палминтери (Stefano Palminteri).

«С учетом этих результатов родителям и учителям стоит формулировать просьбы к подросткам в позитивном ключе.

Предложение «Я добавлю тебе денег на расходы, если ты помоешь посуду» сработает лучше, чем угроза «Если ты не помоешь посуду, не получишь денег». В обоих случаях подросток будет иметь больше денег, если помоет посуду, но, как показывают эксперименты, он с большей вероятностью отреагирует на возможность получить вознаграждение», – добавляет соавтор исследования, когнитивный психолог Сара-Джейн Блейкмор (Sarah-Jayne Blakemore).

1 S. Palminteri et al. «The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence», PLOS Computational Biology, June 2016.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье