текст: Подготовил Николай Проценко 

Как мотивировать подростка

Мы все были тинейджерами и помним, какое возмущение и протест вызывали родительские запреты. Как общаться со взрослеющими детьми? И какие методы воспитания эффективнее всего?
На подростков лучше действует не «кнут», а «пряник»
ФОТО Getty Images 

Даже если тинейджер уже выглядит как взрослый, не забывайте, что психологически он все еще ребенок. И методы воздействия, которые работают со взрослыми, с детьми лучше не применять.

К примеру, метод «кнута» и «пряника». Чтобы выяснить, что лучше действует на подростков – обещание вознаграждения или угроза наказания, 18 школьников (12–17 лет) и 20 взрослых (18–32 года) были приглашены для эксперимента. Они должны были сделать выбор между несколькими абстрактными символами1.

За каждый из символов участник мог получить «награду», «наказание» или не получить ничего. Иногда участникам показывали, что бы произошло, если бы они выбрали другой символ. Постепенно испытуемые запоминали, какие символы чаще всего приводили к определенному исходу, и меняли стратегию.

При этом подростки и взрослые одинаково хорошо запоминали, за какие символы можно получить награду, но у тинейджеров заметно хуже получалось избегать «наказаний». К тому же взрослые показывали лучшие результаты, когда им сообщали, что могло бы произойти, если бы они сделали другой выбор. Подросткам же эта информация никак не помогала.

Если мы хотим мотивировать тинейджеров что-то делать, эффективнее будет предложить им вознаграждение

«Процесс обучения у подростков и взрослых происходит по-разному. В отличие от старших, у тинейджеров не получается менять поведение, чтобы избежать наказания. Если мы хотим мотивировать школьников что-то делать или, наоборот, не делать, эффективнее предложить им вознаграждение, чем угрожать наказанием», – говорит главный автор исследования, психолог Стефано Палминтери (Stefano Palminteri).

«С учетом этих результатов родителям и учителям стоит формулировать просьбы к подросткам в позитивном ключе.

Предложение «Я добавлю тебе денег на расходы, если ты помоешь посуду» сработает лучше, чем угроза «Если ты не помоешь посуду, не получишь денег». В обоих случаях подросток будет иметь больше денег, если помоет посуду, но, как показывают эксперименты, он с большей вероятностью отреагирует на возможность получить вознаграждение», – добавляет соавтор исследования, когнитивный психолог Сара-Джейн Блейкмор (Sarah-Jayne Blakemore).

1 S. Palminteri et al. «The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence», PLOS Computational Biology, June 2016.
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты