psyhologies.ru
тесты

Она критикует всех вокруг

Чтобы начать самостоятельную жизнь и найти в мире собственное место, подросткам необходимо посмотреть на него критически, объясняет детский психолог Ирина Млодик. Преодолевая зависимость от мнения родителей, они учатся взрослеть.
alt

«Ты совсем не умеешь краситься», – замечает матери 14-летняя дочь. «У этих ваших друзей разговоры тупые – лучше застрелиться, чем встречать с ними Новый год!» – заявляет родителям 15-летний сын. И спектакль, выбранный матерью, ему скучен, и предложенная отцом книга лежит нераскрытой… Родители в замешательстве: кажется, подросток специально обесценивает и отвергает все, что им важно и дорого. Его критика часто выглядит нелогичной, неаргументированной: «не нравится и все». И за этим явным вызовом трудно разглядеть взрослую позицию.

И все же такое поведение глубоко символично: чтобы стать взрослым, подросток вынужден сначала отвергнуть в себе ребенка. То есть отказаться от детских моделей поведения, от прежних способов общения в семье и с другими людьми. Он не может «жить чужим умом», но должен сам определить, что для него важно, а что нет, научиться противостоять установкам взрослых, чтобы позже построить свою систему ценностей.

Придирки тинейджеров нередко отражают и осуждающее поведение старших: в период «линьки», по выражению психоаналитика Франсуазы Дольто (Françoise Dolto), подросток слышит столько критики от родителей и учителей, что порой начинает защищаться, атакуя первым. Ему сложно ладить с родителями: они вызывают слишком много полярных чувств – злость, нежность, обиду, стыд… Критикуя взрослых, он чувствует удовлетворение и в то же время боится быть отвергнутым. Он страстно желает, чтобы родители его поняли и приняли, а тем это дается с трудом – ведь их больно задевают замечания собственного ребенка. Но не стоит жестко пресекать напор негативных эмоций подростка: они могут перейти в самоагрессию или в депрессию, неконструктивную самокритику. Старайтесь быть терпимее к вызывающим репликам взрослеющего ребенка. Держите дистанцию, просите его аргументировать свои замечания и требуйте четко соблюдать границы дозволенного («я вижу, ты недоволен, но между нами недопустима грубость»). Подростку придется выражать свое мнение в приемлемой для всех форме. А вам будет легче найти силы прислушаться к его критике... и, возможно, лучше узнать себя».

Ирина Млодик, гештальт-терапевт, автор нескольких книг, в том числе «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» (Генезис, 2010).

Об этом

Новозеландский психолог остроумно рассказывает родителям о тех изменениях, которые происходят с детьми в переходном возрасте, и о том, как поддерживать с ними хорошие отношения, не утрачивая своего авторитета (Рипол Классик, 2012).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье