psyhologies.ru
тесты
текст: Юрий Зубцов 
PSYCHOLOGIES №6

Почему... мы теряем общий язык с подростками?

В 10–12 лет ребенок перестает нас слышать. Мы часто не знаем, чего он хочет, чем занят, о чем думает, – и боимся пропустить тревожные сигналы. Что мешает сохранить контакт?
теряем общий язык с подростками ФОТО Getty Images  

1. Происходят перемены на физиологическом уровне

Хотя в целом мозг формируется к 12 годам, полностью этот процесс завершается уже после двадцати. При этом дольше всего продолжают развиваться лобные доли коры – области мозга, которые контролируют наши порывы и отвечают за способность планировать будущее. Зато как раз лет с 12 активно «включаются» половые железы. В результате подросток оказывается не способен рационально контролировать вызванные гормональными бурями перепады эмоций, – утверждал нейробиолог Давид Серван-Шрейбер в книге «Тело любит правду»1.

2. Мы сами усугубляем трудности в общении

Общаясь с подростком, мы заражаемся духом противоречия. «Но ребенок только ищет себя, упражняется, а папа, например, уже воюет всерьез, подключая всю мощь своего опыта и силы», – говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. Обратный пример – когда, пытаясь уберечь ребенка от ошибок, родители проецируют на него свой подростковый опыт. Однако только, испытанное на себе, может помочь развитию.

читайте такжеПочему подростки не хотят взрослеть?

3. Мы хотим сделать его работу за него

«С ребенком все нормально. Ему необходимо развить свое «Я», осознать и утвердить свои границы. А родители хотят сделать эту работу за него», – объясняет Светлана Кривцова. Разумеется, подросток против. Кроме того, родители сегодня транслируют ребенку абстрактные послания, которые заведомо невыполнимы: «Будь счастлив! Найди себе дело по душе!» Но он еще не может этого сделать, для него это непосильная задача, считает Светлана Кривцова.

4. На нас действует миф о том, что подростки игнорируют взрослых

Исследование психологов Университета Иллинойса (США) показало, что подростки не только не против родительского внимания, но, наоборот, очень его ценят2. Вопрос в том, как мы проявляем это внимание. «Важно понять, что волнует их, прежде чем бросать все педагогические силы на то, что тревожит нас. И побольше терпения и любви», – пишет Давид Серван-Шрейбер.

1 Д. Серван-Шрейбер «Тело любит правду» (Рипол классик, 2014).
2 J. Caughlin, R. Malis «Demand/Withdraw Communication Between Parents And Adolescents: Connections With Self-Esteem And Substance Use, Journal Of Social & Personal Relationships, 2004.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье