psyhologies.ru
тесты

Чему мы учимся в детском саду

С кем и как мы общались в детстве? Кто и чему учил нас? Переживания тех лет, даже забытые, имеют над нами огромную власть. Психолог Мария Макарушкина размышляет об опыте, полученном нами в детском саду, и предлагает упражнение, которое поможет его исправить, если это нужно.
Чему мы учимся в детском саду ФОТО Getty Images 

Основные идеи

  • Детский сад – место, где большинство из нас проводит те несколько лет, когда закладываются основы нашего поведения, а также возникают психологические проблемы и страхи.
  • В детском саду мы осваиваем три основных умения: взаимодействие с социумом (властью и правилами), навыки общения и сотрудничества, адаптация к новым условиям.
  • Выбранные нами в детстве стратегии действуют и в нашей взрослой жизни.

– Пожалуйста, угощайтесь! – приветствует меня клиент – руководитель финансовой службы большой торговой компании. Перед ним блюдо с фруктами, орешками, конфетами и тарелка с бутербродами. – Нет, это я не обедаю. Просто привык все время что-то жевать. Ничего не могу с собой поделать. Это с детства, – объясняет он неожиданное для рабочего стола съестное изобилие.

Позже, в ходе психологической работы, мы выясним по крайней мере одну из причин его невоздержанности в еде.

– Когда я был маленький, то плохо ел. Однажды в детском саду воспитательница безуспешно пыталась накормить меня кашей. Подошла повариха – злая, резкая тетка, дети ее побаивались. Она пригрозила: «Не будешь есть, скоро умрешь. Я тебе обещаю. От страха я мгновенно съел всю кашу и с тех пор не перестаю есть.
Детский сад – место, где большинство из нас провели два-три года из тех первых семи лет, когда закладываются основы нашего поведения и, когда, увы, возникают психологические проблемы.

Мы обычно мало что помним про те времена. Но даже забытые переживания имеют над нами огромную власть. Они продолжают жить в бессознательном и втягивают в свою орбиту все новые впечатления, эмоции, обстоятельства.

Три умения

В детском саду ребенок учится трем главным умениям. И в зависимости от того, насколько он хорошо их освоит, сложится его характер, отношения с окружающими и, главное, с самим собой. Вот эти три умения:

1. Организованное взаимодействие с социумом

Ребенок учится взаимодействовать с воспитателями и группой как целым. Воспитателей надо слушаться, подчиняться их требованиям, следовать принятым правилам, но в то же время уметь отстаивать собственные интересы, внятно сообщать о своих потребностях. Так развиваются навыки взаимодействия с властью, организацией, социальный интеллект и способность «встраивать» себя в социум: для этого вовсе не обязательно быть общительным, надо быть умным и чувствовать расстановку сил. Возможны разные стратегии: полное подчинение существующим порядкам и «власти», сопротивление и восстание при каждом удобном случае, либо – идеальный вариант: гармоничное сочетание послушания и неповиновения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбранная стратегия закрепляется и в дальнейшем становится существенной составляющей нашей личности.

«Из детского сада меня забирали со слезами: плакали родители, а не я»

У меня никогда не было начальников, я всегда работаю на себя, – рассказывает про свой детский опыт создатель и руководитель большого российского рекламного агентства. – Я не слушался воспитателей в детском саду и учителей в школе. Любая их попытка навязать свою волю и показать власть вызывали у меня отчаянный протест – даже по пустякам. Меня было невозможно заставить тихо сидеть, когда я хотел бегать, или уложить спать, когда я был в азарте игры. Когда на меня кричали, давили, требовали, я еще больше наглел и сопротивлялся. И в итоге побеждал: обессиленные моим упрямством взрослые «махали на меня рукой», и я делал что хотел. Из детского сада родители меня забирали со слезами, но плакали они, а не я. Дома я еще терпел диктат взрослых, но за его пределами – никогда. Вот и вырос таким непокорным. Зато командовать умею и люблю.

Есть и другой пример. Один из руководителей Московского зоопарка рассказал мне, что его профессиональный путь во многом определили удовольствие от взаимодействия с обитателями детсадовского «живого уголка» (морские свинки, хомяки, черепахи) и похвала взрослых за усердие.

2. Общение со сверстниками

Ребенок учится играть вместе с другими детьми, делиться переживаниями, получать удовольствие от совместной деятельности, сотрудничать, уступать, завоевывать свое место в коллективе, справляться с обидами. Дальнейшая жизнь эти навыки развивает и дополняет, но «глубинные корни» нашей способности к общению с окружающими «прорастают» именно в это время, в возрасте 3-6 лет. Тут тоже можно выделить три стратегии поведения: подчинение, доминирование и партнерство. Выбранная стратегия превалирует и в нашем взрослом поведении.

Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти

Большинство людей, преуспевших в карьере, с удовольствием вспоминают общение в детском саду: «Я быстро подружился с ребятами в группе. И хотя мне совершенно не нравилось торчать в детском саду целый день, я охотно шел туда – мне просто хотелось играть с ребятами». «Обожал драться с мальчишками. Точнее, мы сражались – особенно во время прогулок. Именно в то время я научился не бояться связываться даже с более сильными соперниками. Это мне потом очень помогло в жизни».

Один публичный человек рассказывал, как в детстве он выступал на праздничных концертах в детском саду: «Мне тогда было так весело – от устремленных на меня одобрительных взглядов, от переизбытка эмоций, от аплодисментов! Я уверен, что именно этот ранний и радостный опыт превратил меня в публичную фигуру».

3. Адаптация к новым условиям и управление собой

Ребенок учится приспосабливаться к новым условиям и управлять своими переживаниями. Это умение можно назвать одним словом – самостоятельность. Маленький, нежный ребенок, вокруг которого вращается весь домашний быт, вдруг оказывается в холодном, строгом и, как часто кажется, враждебном пространстве. Выходить из знакомой обстановки в неизвестный, полный неопределенности и новизны мир очень непросто, даже для самых смелых. Ведь мы впервые оказываемся одни, без родных, перед лицом чужого мира, и уже только сами отвечаем за свои слова, поступки и настроение.

Упражнение: помощь внутреннему ребенку

Вспомните детский сад – мысленно пройдитесь по его залам, коридорам, закуткам. Выгляните во двор. Всмотритесь в лица воспитателей, детей. Кого-то узнаете? Какие чувства вы испытываете? Что сразу вспоминается? Какие слова слышите? Представьте, что вы – тот самый маленький мальчик или девочка, который ходит в этот детский сад. Почувствуйте его или ее энергию, силы, а может быть, трепет и даже боль. Теперь представьте, что вы, уже взрослый, стоите рядом с собой маленьким. Протяните ребенку руку, побудьте вместе среди детского шума, возгласов и указаний воспитателей, посидите за обеденным столиком, поправьте край одеяла на кроватке во время тихого сна… Спросите себя-ребенка о том, что его радует и что тревожит. Пусть он поделится с вами всем, чем захочет. Будьте с ним бережны и внимательны: выслушайте, проявите сочувствие, окажите помощь, расскажите о том, что он вырастет и станет взрослым и сильным. И утраченная гармония восстановится.

Как это пережить? Как не плакать, как отпустить мамину руку? Чем раньше мы обретаем навыки самостоятельного бытия, тем прочнее и многообразнее они становятся. «Со временем я понял, что детский сад – это не так плохо. Я могу там отдыхать от вечных наставлений моей бабушки, которая постоянно меня воспитывала. А в саду воспитательница была одна на всех. И мне было в чем-то легче, чем дома. Ведь я был там более самостоятельным, более свободным. Мне и сейчас нравится все время быть среди людей, в обществе», – такой комментарий я однажды услышала от перспективного молодого менеджера транспортной компании. Ребенок в детском саду учится адаптироваться, контролировать свои чувства, принимать реальность. Каждому это удается, кому-то – не очень.

Я начала эти размышления с истории про обжорство, берущее начало в детсадовских страхах. Есть и другие подобные истории. «Я боюсь одиночества. Когда остаюсь один, начинается беспричинная тревога. Однажды я понял, откуда это возникло. Меня забирали из детского сада позднее, чем других детей. А те, радостно уходя домой, на прощанье мне кричали: «Если тебя вообще не заберут, то будешь ночевать один в детском саду. Все уйдут, а ты будешь тут торчать всю ночь!» И правда, ведь может так случится, – с отчаяньем думал я. И накатывала ужасная тревога. Похоже, я не излечился от этих страхов до сих пор», – поделился со мной своей тайной клиент.

К сожалению, даже самые внимательные и чуткие воспитательницы и самые опытные детские психологи не могут уберечь от горьких переживаний и глубоких травм. Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти. Но можно вспоминать, осознавать, менять отношение, даже если мы уже выросли.

Об авторе:

Мария Макарушкина – психолог, коуч, бизнес-консультант, руководитель практики VIP-консультирования в компании «ЭКОПСИ Консалтинг».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье