Инна Хамитова
Директор Центра системной семейной терапии (ЦССТ)
Ребенок рассматривает содержимое маминой сумки
Фото
Getty Images

Однажды человек захотел что-то, чего у него не было, но было у другого. Но этот другой не хотел того, что было у него. Поэтому обменяться напрямую не получалось. Пришлось изобрести некий эквивалент обмена. Камешки, ракушки, золото, бумажки с цифрами, цифры на электронном экране… Внешний вид денег меняется, но в любом случае они воплощают в себе наше желание... Причем далеко не всегда желание иметь некий предмет.

Исполнение желаний

И уже не так важно, что именно мы покупаем: полет на Луну, кусок хлеба или «Ламборджини» для любовницы. В любом случае мы покупаем не предмет, а возможность удовлетворить возникшую потребность.

Страдания, которые мы испытываем, когда не получаем то, что хотим, отражаются в поговорке «у кого-то жемчуг мелковат, а у кого-то хлебушек черствоват». Вполне вероятно, что страдания действительно примерно одинаковые, когда ешь черствый хлеб и когда смотришь на свой недостаточно крупный жемчуг.

Но исполнение желаний временно. Бедный чиновник, которой мечтает «построить» шинель, получает предмет своих вожделений, но ненадолго. Не случайно шинель у него тут же отобрали – Гоголь показывает мимолетность этого счастья, которое мы испытываем, обретая желаемое.

Мы приходим в этот мир с огромной потребностью в любви, привязанности и ощущении своей значимости. Мы стремимся утолить эту потребность – в том числе с помощью разнообразных приобретений. Но покупая то, что можно купить за деньги, мы не получаем ни любви, ни привязанности, ни значимости. В результате приходит разочарование.

Иногда нам не обязательно что-то покупать, достаточно осознавать возможность: у нас есть представление о том, что мы можем нечто купить, и нам хватает этого представления.

А когда нет денег, это воспринимается как отсутствие возможности. И это многих приводит к ощущению своей нереализованности и к состоянию униженности.

«Муж не хочет развиваться», – жалуется мне клиентка, а когда я начинаю уточнять и расспрашивать, она объясняет, что он мало зарабатывает. Она имеет в виду, что деньги дают разнообразные возможности, а при отсутствии денег появляется такое состояние, как будто уже многого нельзя себе позволить. Какое уж тут развитие! Но интересно, что ограничение «не могу себе позволить» мы устанавливаем сами. Раз денег нет, мы не можем себе этого позволить. Мы даже не проверяем, а может быть, наши желания можно осуществить другим способом?

Многие попадают и в другую ловушку: когда деньги заработаны, теряется смысл, для чего они. А дальше приходит грусть. Потому что нам казалось, что стоит заработать деньги, как потребности будут автоматически удовлетворены, а возможности реализованы. Мы станем значимыми, любимыми, а мир вокруг нас станет безопасным. Так ли это на самом деле? В современном мире деньги дают много возможностей, и жизнь с ними становится проще. Но ни любви, ни принятия, ни значимости, а часто даже и безопасности они не дают. Изобретатель айфона Стив Джобс умер от рака поджелудочной железы.

Деньги являются эквивалентом желаний. Но приобретая деньги, мы понимаем, что с их помощью можно реализовать далеко не все желания. И тогда мы сталкиваемся с ощущением утраты.

Получается, что мы стремимся к не очень честному обмену: мы хотим получить любовь, отдав за это лишь деньги.

Выражение отношений

Деньги обладают коммуникативным значением: они сообщают об отношении одного человека к другому. С их помощью можно многое выразить. Например, я покупаю то, чего желает другой человек, и дарю ему. Я говорю тем самым: «Ты для меня важен». Но можно сказать и другое, например: «Я главный». Не давая денег подростку, мы можем сказать: «Я злюсь на тебя». Деньги могут стать эквивалентом секса: жена отказывает мужу, а он потом не дает ей денег.

Точно так же с помощью денег мы говорим что-то о себе, как самим себе, так и окружающим. Например, «У меня нет денег – я плохой». Или «У меня нет денег – я существо высокодуховное».

Бывает и противоречивое отношение: «У меня есть деньги, я крут. Но честным путем деньги на зарабатываются, значит, я плох и грешен». В этом случае человек зарабатывает сумасшедшие деньги, а потом пытается от них избавиться. Разными способами: строит церкви, спускает в казино, теряет в рискованных предприятиях.

Деньги – увеличительное зеркало человеческой личности. Они делают заметным все, что есть в человеке.

Отсутствие денег – тоже сообщение. И в нем тоже есть смысл. У некоторых есть ощущение, что денег мало, на всех не хватит, что это ограниченный ресурс. Бывает, что отсутствие денег – способ почувствовать и проявить свою принадлежность к некой общности, например, к семье: «у нас в семье ни у кого денег не было». И чаще всего это процессы неосознаваемые. Чтобы разобраться в них, в психологии разработан метод исследования отношения к деньгам. Он так и называется – «генограмма денег». Анализируя семейную историю, поведение и убеждения разных членов семьи, мы можем осмыслить, почему один поклоняется богатству, а другой его презирает. Пока ответа на эти вопросы нет, часто трудно понять, почему, например, кто-то обращается с деньгами так, словно от них нужно как можно быстрей избавляться.

Потребность в безопасности

Есть еще одна поговорка – «лучше возьмите с меня деньгами». То есть если можно было бы выбирать неприятности, то потеря денег – меньшая из них. Тем не менее многие боятся остаться без денег. Но, конечно, этот страх не про цифры на счету, а про ощущение безопасности. Это наша базовая потребность – чувствовать себя защищенными. В нашей стране почти все мы выросли в ситуации бесконечного кризиса, поэтому у нас есть тревога по поводу настоящего и будущего. А когда есть деньги, есть иллюзия, что есть на что опираться. Это именно иллюзия. Все, кто пережил 90-е годы, помнят, как накопленные годами сбережения обратились в ничто. Но нам нужна эта иллюзия, с ней нам спокойней.

К счастью, деньги не единственное, что может дать ощущение большей уверенности. Есть еще семья, близкие, друзья. Посмотрите, что происходит сейчас вокруг – очень многие перестали волноваться о карьере, которой были озабочены еще совсем недавно, и обратились к дружеским связям. Мы ищем опору.

Каждый из нас вкладывает в понятие «деньги» свой собственный смысл. Этот тезис подтверждает художественная зарисовка в жанре иронического реализма писателя Петра Образцова.

«Ближе к вечеру похолодало, и они переместились к вентиляционной будке метро, из нее вырывался довольно теплый поток воздуха. В этот раз им удалось достать пакет красного, которого, как сообщил Толик, охлаждать не надо, что и хорошо.

Брезгливый Леонид достал личный пластиковый стаканчик и пил уже только из него, в отличие от того же Толика и Ани, который тянули спокойно и попеременно прямо из пакета.

– Почем? – спросил Леонид. Любопытство сохранилось у него еще со времен аспирантуры.

– 315, – ответил Толик, но Аня поправила его, – 345, я сама отсчитывала мелочь.

Ане подавали действительно намного лучше, чем Толику и Леониду.

– Ну что же, Анна, – спросил любопытный Леонид, – вот тогда вы и ответьте мне на давно интересующий меня, и как раз в отношении вас, вопрос…

– Что, что? – переспросила Аня, – меня чего меня?

Да, это правда, Леонид по еще аспирантской привычке выражался мудрено.

– Анна, я хотел узнать, что для вас деньги? В психологическом, извините, смысле.

Здесь надо отметить, что Анна не имела даже среднего образования, поэтому и этот упрощенный вопрос был для нее сложноват, но она поняла, что ее спрашивают про бабки.

– Как ты, Леня, закрутил, – сказала она, – я тебе так скажу. Вот ты сейчас в подвал свой холодный спать пойдешь, а я дам Ахмету десятку, и он меня пустит к себе в каптерку. Те-еплую. Для меня деньги – это тепло, Ленчик. Такое человеческое тепло! – картинно добавила Анна. Про «человеческое тепло» она только что прочла в газете, на которой сидел Толик».