текст: Лариса Васина 

Дорога: пространство агрессии или свободы?

Разрушая наши традиционные представления о гендерных ролях, женщины порой ведут себя за рулем более резко и агрессивно, чем мужчины. Средство передвижения становится для нас способом выразить свои чувства?
alt

Еще 10–15 лет назад женщина за рулем смотрелась непривычно. Сегодня ситуация изменилась: число автомобилисток неизменно растет. И если еще недавно они радовали и инспекторов ГИБДД, и соседей по дороге своей дисциплинированностью, вежливостью и аккуратным соблюдением правил, то сейчас, похоже, наметилась обратная тенденция. Так, многим запомнился едва не закончившийся трагедией инцидент на Кутузовском проспекте в Москве, когда женщина-водитель, пытаясь скрыться с места происшествия, сбила остановившего ее сотрудника автоинспекции. На Западе маскулинное, преувеличенно жесткое, брутальное поведение за рулем становится характерным для все большего числа женщин. В России ситуация пока не столь однозначна, хотя есть признаки того, что мы движемся в том же направлении. «Сегодня все чаще встречаются мужчины, которые по-джентльменски пропускают окружающих на дороге, и женщины, нагло оттесняющие других в потоке и не дающие никому проезда», – делится своими наблюдениями 38-летний инспектор ГИБДД Вадим. В чем причины метаморфозы?

  • Свобода передвижения дает ощущение независимости. Получение «прав» – один из способов преодолеть существующее гендерное неравенство (в правах).
  • Машина как личное защищенное пространство. В «крепости на колесах» проще выразить свои эмоции и отношение к окружающим.
  • Поведение на дороге говорит о нашем внутреннем состоянии. Управлять автомобилем сложнее тем, кто не в ладах с собой.

Независимые права

alt

«У меня началась другая жизнь, когда в семье появилась вторая, моя машина, – признается 35-летний дизайнер Рита, мать двоих детей. – Съездить по делам, на рынок или в детскую поликлинику – об этом не нужно никого предупреждать или просить, теперь я чувствую себя намного свободнее». А 43-летняя Алла, директор по персоналу крупной фармацевтической компании, отдает предпочтение крупным внедорожникам. Нынешняя машина – серебристый Lexus – у нее уже четвертая, а начинала она ездить на отцовской «копейке» в 1989-м. Алла практикует резкий, довольно агрессивный стиль вождения, часто жмет на сигнал, постоянно перегазовывает, подрезает тех, кто ей мешает, и вообще нередко балансирует на грани дозволенного. «Когда я только училась водить, женщин за рулем было мало и мужчины относились к нам с огромным предубеждением. Чуть что не так – сразу оскорбления, насмешки: дескать, куда тебе, девушка, за руль, лучше бы дома сидела, мужу рубашки гладила. Это было очень неприятно и обидно: я долго комплексовала, боялась малейшего нарушения, вечно всех пропускала. А потом вдруг сама себя спросила: чего, собственно, ради? Я за рулем уже 17 лет, вожу получше многих мужчин, у меня дел невпроворот, дети, которых надо воспитывать, – так с какой стати я должна под кого-то подстраиваться? Теперь я езжу так, как сама хочу, и мне безразлично, нравится это кому-то или нет».

В 80-е годы, когда женщина в России садилась за руль, она чувствовала, что не имеет права на ошибку: ее окружала враждебно настроенная, по сути дела, шовинистская мужская среда. Сегодня все иначе: случаи дискриминации водителя по половому признаку становятся все более редкими – за последние 15 лет женщины завоевали право находиться за рулем и намерены использовать это право по максимуму. А агрессия, возникающая при этом, является своего рода компенсацией за прежние неудобства. «Женщина уже посягнула на многие специфически мужские территории, и это еще одна из них, – поясняет психотерапевт Наталья Избуцкая. – На дороге она словно бы отстаивает свою возможность быть полноправным членом общества. Фигурально выражаясь, каждая женщина-водитель словно бы доказывает себе и окружающим: я способна делать что-то не хуже, а лучше мужчин».

Выплеснуть эмоции

alt

Несмотря на то что многие стереотипы, касающиеся норм мужского и женского поведения, остались в прошлом, общественное неприятие публичных проявлений женской агрессивности по-прежнему неизменно. Возможностей избавиться от стресса, дать выход своим эмоциям у женщины несравненно меньше, чем у мужчины. В тех ситуациях, где для мужчины считается совершенно нормальным вспылить и повысить голос, женщине негласные правила социального поведения предписывают проявлять сдержанность. «Прежде едва ли не единственным более или менее приемлемым способом «выпустить пар» для представительниц слабого пола были вспышки раздражения в отношении своих домашних, – комментирует Наталья Избуцкая. – Теперь у них появилась возможность использовать для этих целей автомобиль».

26-летняя Олеся переживает стремительный карьерный взлет: придя в пиар-агентство секретарем, за год она сумела подняться до позиции менеджера проектов. Однако далеко не все в ее жизни безоблачно: быстрый профессиональный рост потребовал от нее огромного напряжения сил, она рассталась со своим молодым человеком, да и не все коллеги в восторге от ее повышения. Олеся живет в атмосфере постоянного стресса, который выплескивает за рулем. «Машина – едва ли не единственное место, где я себя чувствую по-настоящему комфортно, – рассказывает она. – Я так мало бываю у себя в квартире, что машина для меня – как бы мой дом на колесах. А дома я привыкла вести себя естественно: мой дом – моя крепость!»

«Действительно, для многих женщин машина представляет собой разновидность частного защищенного пространства, своего рода небольшой уютный танк, – полагает Наталья Избуцкая. – Чувство безопасности и, если можно так выразиться, безнаказанности, которое дает женщине автомобиль, часто подталкивает ее к агрессии: только здесь, в своей крепости на колесах, она чувствует себя вправе выразить недовольство жизнью, выплеснуть накопившиеся эмоции, доказать, в конце концов, что она тоже личность, с которой необходимо считаться. Кстати, именно поэтому женщины часто отдают предпочтение крупным внедорожникам – в них особенно легко вообразить, что никакие внешние проблемы не могут тебя затронуть».

Повзрослеть за рулем

Двадцатилетней Ксении ее первую машину, небольшую и динамичную Suzuki Swift, подарили родители: «Для меня это совершенно новое ощущение. Я все время чувствовала себя почти ребенком, маминой любимицей, а тут вдруг оказалось, что за рулем я такая же, как все, – могу быть самостоятельной, уверенной в себе, порой даже резкой».

Приобретение машины и овладение навыками вождения часто позволяет человеку почувствовать себя более уверенно. «Сев за руль, женщина взрослеет, – полагает психолог, автор семейных тренингов «Мужчина + женщина» Инна Шифанова. – Наша система культурных стереотипов навязывает ей роль слабой, маленькой девочки, ищущей сильное мужское плечо. А управляя автомобилем, женщина ощущает себя взрослой и ответственной – она обязана сама принимать решения и претворять их в жизнь».

Ситуация на дорогах такова, что требует от водителей активности, настойчивости и отчасти агрессивности. «Женщины вынуждены проявлять эти традиционные маскулинные качества, – говорит психолог Сергей Молчанов. – Само вождение автомобиля не формирует их, но может значительно усиливать». «Вынужденная применять традиционные мужские модели поведения, женщина за рулем порой становится, если можно так сказать, более мужчиной, чем сами мужчины, – продолжает его мысль Наталья Избуцкая. – Уверенность в себе у нее может перейти во враждебность по отношению к окружающим, а решительность – в грубость».

Два взгляда на автомобиль

Женское и мужское восприятие автомобиля весьма различаются. «Для мужчины автомобиль – это средство самореализации, свидетельство его социальной состоятельности и мерило успеха. Мужчины часто склонны придавать своей машине антропоморфные черты, разговаривать с ней, награждать шутливыми прозвищами. Большинство женщин смотрят на машину более утилитарно: для них это в первую очередь удобное и практичное средство передвижения, а также островок приватности и комфорта в неуютном и зачастую враждебном мире», – рассказывает Наталья Избуцкая. Иными словами, если для мужчины основной вектор в отношениях с автомобилем, подобно фаллосу, направлен вовне, за пределы его личности, то для женщины он устремлен внутрь, уподобляясь тем самым матке – символу покоя и надежности.

Избавиться от страха

36-летняя журналистка Вероника за рулем уже двенадцать лет и сама себя считает водителем спокойным и осторожным. «Единственная ситуация, в которой я проявляю на дороге нервозность и жесткость, – это когда я везу дочь в школу и мы опаздываем. Если мы не успеваем выехать до начала утренней пробки, я начинаю дергаться, волноваться, кричу, ругаюсь, могу кого-нибудь подрезать. Я очень боюсь, что дочь не успеет к началу уроков и учительница будет ее ругать».

«Страх, неважно, осознает его человек или нет, – одна из наиболее распространенных причин агрессии вообще и агрессии на дороге в частности, – комментирует Наталья Избуцкая, – а на дороге моментов, дающих поводы для страха, более чем достаточно. Женщины-водители гораздо больше, чем мужчины, боятся не справиться с ситуацией, попасть в аварию, подвергнуться нападению. И, пытаясь избавиться от страха, начинают вести себя не вполне адекватно».

Вот как описывает поведение женщины, нарушившей правила, инспектор ГИБДД Вадим: «Когда я останавливаю машину, за рулем которой женщина, возможны два варианта. Она либо пугается, плачет, порывается позвонить мужу, либо, напротив, начинает хамить, отказывается проходить тест на содержание алкоголя в крови и вообще обвиняет меня в том, что я, дескать, нарушаю ее права». И тот, и другой варианты поведения очень характерны для людей испуганных, чувствующих себя неуверенно и не способных быстро сориентироваться в непривычной для них ситуации.

Страхи, не связанные напрямую с автовождением, также создают благодатную почву для агрессивного поведения за рулем. Если женщину угнетают некие невысказанные опасения, если она ощущает присутствие в своей жизни какой-либо реальной или воображаемой угрозы, ее поведение может стать непредсказуемым и резким.

Прийти к гармонии

Очевидно, что неадекватный, агрессивный водитель представляет значительную опасность для самого себя и окружающих. Однако не следует забывать, что наши манеры за рулем являются не более чем частным, ситуативным проявлением более общих поведенческих стереотипов и непосредственным отражением существующего душевного дискомфорта. «Садясь в кресло водителя, человек всегда оказывается в ситуации, способствующей наиболее полному и рельефному выявлению всех его комплексов, страхов, обид и вытесненных эмоций, часто не имеющих к автовождению ни малейшего отношения, – поясняет Наталья Избуцкая. – И это обстоятельство не зависит от половой принадлежности водителя. Однако женщины, как правило, склонны вести себя более импульсивно и эмоционально, чем мужчины, и поэтому для того, чтобы почувствовать себя за рулем по-настоящему уверенно и спокойно, им жизненно необходимо освободиться от груза внутренних проблем и прийти к гармонии с собой».

Карен Хорни «Психология женщины»

Карен Хорни «Психология женщины»

Автор критикует мужскую точку зрения на женскую психологию, преобладающую в психоанализе. И рассказывает об отношениях между полами, а также о том, как меняются женщины, выбирая себе занятия, ранее считавшиеся мужскими.

Эксмо, 2003.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерОКТЯБРЬ 2017 №20138Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты