alt

На нас валится порой столько дел, возможностей и предложений, что иногда нам проще согласиться сразу на все, чем сделать выбор. Разумеется, итогом становится стресс и снижение продуктивности. Как не растратить себя по мелочам? Выход из этого замкнутого круга один — научиться быть эссенциалистом (от лат. essentia — сущность), то есть человеком, сосредоточенным лишь на самом важном. Британо-американский бизнес-тренер Грег МакКеон (Greg McKeown), автор блога в HarvardBusinessReview, делится своим опытом.

Установить приоритет

До XX века слово «приоритет» (от лат. prior – первый) всегда употреблялось в единственном числе, что логично: первым может быть что-то одно. Сегодня мы пытаемся балансировать между пятью-десятью приоритетами. Но справиться со всем этим невозможно, да и не нужно.

Эссенциалисты понимают, что много приоритетных задач не бывает. Они умеют разделять важное и второстепенное, поэтому из любого списка дел выбирают несколько самых необходимых. Вы можете сказать, что для вас все важно. Тогда выбирайте то, что чрезвычайно важно. Иначе у вас не останется времени на семью или отдых, а работа все равно пострадает: спешка скажется на качестве всех проектов, за которые вы взялись. Вывод: не соглашайтесь на все подряд, вкладывайте силы во что-то одно.

Отделить зерна от плевел

Представьте, что вы редактор и вам нужно вычеркнуть из текста своей повседневной жизни все лишнее. Что вы хотели бы рассказать о себе? Каковы ваши цели, к чему вы стремитесь? Избавьтесь от туманных формулировок и придумайте себе конкретные задачи. Затем любую появившуюся возможность оценивайте по шкале от 1 до 100 на соответствие вашим целям. Если оценка варианта ниже 90 баллов — смело отбрасывайте его. Бывает, что даже хорошие варианты мешают сконцентрироваться на чем-то главном, — не бойтесь с ними расставаться.

Почему мы не любим отказывать

Согласиться на какое-то предложение нам проще, чем его отклонить, ведь это действие, более одобряемое и поощряемое коллективом. А вот отказ вынуждает нас искать аргументацию, объяснять причины и потому требует больше усилий. Кроме того, нам страшно неудобно расстраивать друзей, родственников и коллег, отказываясь что-то для них сделать. А наша жизнь между тем превращается в хаос.

Постарайтесь понять: отказ не сделает вас плохим человеком, самое худшее — обречет вас на десять минут переживаний, в то время как бездумное «да» приведет к потере чего-то более важного и, вероятно, — к неделям или даже месяцам сожалений. Если вы не хотите растрачивать свою жизнь (которая и так весьма коротка) по мелочам, то вам стоит научиться говорить «нет». Делайте только то, что имеет для вас смысл. Суть не в том, что помогать другим плохо. Но нельзя позволять людям перекладывать на вас свои дела. Это принесет вред не только вам, но и им, ведь они не научатся справляться с проблемами самостоятельно.

Признавать свои ошибки

Каждый знает, как трудно бросить начатое дело. Взявшись за какую-то задачу, мы относимся к ней так трепетно, как к собственному ребенку. Даже если в процессе работы вдруг выяснится, что проект приносит одни убытки, мы не откажемся от него сразу, а будем тянуть до последнего.

У эссенциалиста хватит мужества вовремя признать свою ошибку и сказать себе «стоп». Если дело оказалось бесперспективным и ненужным, он просто перестает им заниматься.

Воспользуйтесь следующим советом. Перестаньте думать о том, как много вы теряете. Представьте, что вот этот конкретный проект вам еще не принадлежит. Чем вы готовы пожертвовать, чтобы заполучить его?

Хочу тишины

Эссенциалисты умеют находить время и место, чтобы просто подумать. Иногда очень полезно отключаться от внешнего шума, не проверять каждые пять минут электронную почту и телефон, не заходить в соцсети. Это то самое время, когда можно обдумать свои цели и планы, решиться на важный шаг или продуктивно поработать над тем, что действительно важно.

Исаак Ньютон, создавая «Математические начала натуральной философии», два года избегал общения с людьми. Благодаря этому он сумел сконцентрироваться, думал только о своих идеях и написал гениальный труд.

Здоровый сон — путь к успеху

Неэссенциалисты пытаются сделать невозможное — сократить время сна, чтобы больше успевать. Но на самом деле полноценный сон — это главный источник энергии и продуктивности. Перекрывая его, мы перекрываем себе путь к успеху. Если вы начнете систематически недосыпать, утомление будет накапливаться с каждым днем, пока ваш мозг не потеряет способность справляться с поставленными задачами.

Пытаться выполнить за день как можно больше дел — это путь к поражению. Нет ничего дороже вашего времени и здоровья, так стоит ли тратить их на не самые важные вещи? Эссенциалисты говорят шелухе «нет». А вы?

* Грег Маккеон (Greg McKeown), бизнес-консультант, автор бестселлера «Эссенциализм» (Манн, Иванов и Фербер, 2015), ведет блог в HarvardBusinessReview. Вел консультации в таких компаниях, как Google, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), LinkedIn, Twitter.