Искусство делать подарки: как избежать ошибок?

Впереди нас ждет несколько праздников — это 14 февраля, 23 февраля, и 8 Марта. Кто-то ждет их с нетерпением, а кто-то — с волнением или даже тревогой. Ведь чем ближе даты, тем более отчетливо перед нами встает вопрос: что дарить родным, близким, коллегам? Многих хочется поздравить, и так сложно решить, что и кому подарить. Нужно учесть вкусы и привычки каждого, вспомнить, не упоминал ли он в разговоре, что хотел бы получить. Так легко впасть в соблазн выбрать что-то из шаблонных списков из интернета или вообще преподнести деньги в конверте. Но лучше не искать легких путей — ведь от того, придется ли подарок к месту, порой зависят наши отношения с адресатом.

Проблемы с выбором подарка знакомы многим из нас. Это подтверждают и данные опроса*, проведенного компанией MasterCard:

  • 6 из 10 (58%) респондентов-россиян признались, что когда-либо получали непродуманный подарок.
  • 9% мужчин и 5% женщин покупают подарки в последний момент.
  • 50% опрошенных когда-либо получали неподходящий подарок от любимого человека.
  • Каждый четвертый считает, что подарок плох, потому что был недостаточно продуман.
  • Только 9% считают цену подарка важной.
  • Половина россиян считает неудачным подарком деньги. Среди других неудачных подарков — канцелярские товары, пылесос, кухонная утварь, электроника, банные принадлежности и постельное белье.

Почему мы ошибаемся?

Психологи заметили: мы часто воспринимаем подарок как повод заслужить похвалу. Поэтому нам важно, чтобы он был дорогим, красивым, уникальным. Тот же, кто получает подарок, наоборот, воспринимает его в контексте своей жизни: соотносит со своими планами, желаниями, с тем, насколько он удобен и практичен. Психологи предложили участникам эксперимента выбрать кофемашину, которую они хотели бы преподнести коллеге или другу. «Дарители» брали ту, которая была дороже и была оснащена большим количеством функций. А вот «получатели» исходили из того, какая модель удобнее в использовании и надежнее. Также они предпочитали пойти в тот ресторан, до которого удобнее добираться и который они уже знают, а не в тот, что был дороже и роскошнее.

Возможно, трудности возникают тогда, когда мы рассматриваем подарок как продолжение себя — и бессознательно хотим, чтобы наш адресат оценил прежде всего наш вкус, а не заботу о его вкусах и желаниях.

Забота видна в мелочах

Еще одна распространенная ошибка — невнимание к поздравительному ритуалу. Мы вкладываем силы в поиск и покупку подарка и забываем о том, что стоит за ним, — наше отношение к человеку. Можно выбрать готовую открытку с остроумной надписью, но она не тронет так, как пожелания, написанные от руки. Даже такая, казалось бы, второстепенная деталь, как обертка, может сказать получателю многое о нашем отношении к нему.

Психологи давно обратили внимание, что подарок, завернутый своими руками, нравится получателю больше, чем вещь в упаковке. Так мы словно говорим другому: «Я забочусь о тебе. Мне важно, чтобы твой подарок оставался нетронутым. Ты можешь сам выбрать, когда его вскрыть».

Наконец, сам процесс может доставить удовольствие и нам самим: взять хрустящую оберточную бумагу, коробки с подарками, налить себе чашку ароматного чая, включить новогоднюю музыку… Кажется, что праздник уже здесь!


* Исследование проведено компанией Toluna по заказу MasterCard с 1 по 15 октября 2014 года. В опросе приняли участие 15 129 человек.