psyhologies.ru
тесты
текст: Виктор Вахштайн 

Как мы чувствуем себя в современном городе?

Как меняется пространство города с развитием технологий? Рассуждения австралийского социолога Скотта Маккуайра очень созвучны нашему опыту, тому, с чем мы ежедневно встречаемся на улицах своих городов. Виктор Вахштайн прочитал для нас книгу Скотта Маккуайра «Медийный город».
alt

Долгое время люди мыслили пространство как некий контейнер. Скажем, город – это такой большой контейнер, куда помещается ваша квартира, машина, детский сад, в который вы отводите ребенка, и так далее. Город был для человека домом, убежищем, замкнутой системой. Но сегодня наше понимание пространства меняется. Прежде всего потому, что жесткое разделение на виртуальное и реальное исчезает, пространство становится открытым. Вот типичная сегодня ситуация: вы руководите предприятием, которое работает на «удаленке», и устраиваете конференцию по скайпу, не выходя из дома. Вы сами при этом находитесь в Нью-Йорке, ваши сотрудники – в Таиланде, – конференция проходит на русском языке, а где находится система, обеспечивающая ваше общение, вообще непонятно. О каком пространстве мы здесь говорим? На территории какой страны находятся виртуальные Москва и Нью-Йорк в компьютерной игре Second Life? По законам какой страны действует там, скажем, казино, в котором игроки проигрывают реальные деньги? Получается, что сегодня места, люди, знаки и социальные отношения уже не существуют по отдельности – все это становится такой переплетенной сетью, гетерогенной сетью отношений.

читайте такжеСделать город своим

Отчасти происходит то, чего больше всего боялись урбанисты XX века – детерриторизация. Размываются границы нашего дома, мы и сами уже не совсем физические тела (Маккуайра в некотором смысле можно назвать Пелевиным от медиа-теории, с той разницей, что он не фантазирует, а дает полноценный теоретический анализ). Важнейшая перемена, которую отмечает Маккуайр в этом медиаповороте, – бесконечное доминирование образов, знаков над реальными вещами. Вы идете по городу, делаете селфи на фоне красивого здания и выкладываете изображение в инстаграм. Что происходит затем? Образы, которые вы постите в социальных сетях, удваивают и утраивают те реальные пространства, которые за ними стоят. И в какой-то момент образы города начинают доминировать над самим городом. Картинка, медиа-презентация становится большей сущностью, чем ее оригинал, первоисточник.

читайте такжеЯ плохо ориентируюсь на местности

С городом происходит то, что у Фрейда называется «жуткое», – что-то привычное, близкое и рутинное оказывается совсем не тем, чем являлось прежде. Маккуайр рассказывает об идее Билла Гейтса, который заказал для своего дома экраны вместо стен (правда, проект тогда не удалось воплотить в жизнь). И спрашивает: что меняется в тот момент, когда стена (привычная опора) вдруг становится изменчивой и может, благодаря изображению, расширять пространство или, наоборот, вызывать приступы клаустрофобии? Что будет, если на городских площадях разместить огромные экраны (изучением этого вопроса автор занимается сейчас в Мельбурнском университете). Конечно, они абсолютно изменят ощущение города и представление людей о том, где они находятся. Город, перенасыщенный знаками, изображениями и прочей визуальной семантикой, перестает быть уютным домом. Как ощущает себя человек в этом пространстве? Маккуайр не дает однозначных ответов: он не гуманист, а медиатеоретик. Но если вы всерьез отнесетесь к этой книге и проникнетесь идеями автора, вы, конечно же, зададите себе много вопросов: а как я своими действиями меняю тот город, в котором живу? Как изменила наше восприятие пространства программа Google Earth? Что поменял в практике городской жизни тот факт, что в прошлом году больше половины пользователей интернета вышли в него с мобильных устройств? Все эти перемены заставляют нас – и социологов города, и его обитателей – думать о своем жизненном пространстве и собственной идентичности совершенно иначе.

читайте такжеАлександр Иличевский «Город заката»

Скотт Маккуайр, австралийский социолог, медиатеоретик, руководитель исследовательской программы в Школе культуры и коммуникации Мельбурнского университета (Австралия). В 2009 году его «Медийный город» получил престижную премию Jane Jacobs Urban Communication Award, ежегодно присуждаемую за лучшую англоязычную книгу о городских коммуникациях.«Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство»Перевод с английского Максима Коробочкина.Strelka Press, 392 с., 364 руб.

Виктор Вахштайн, психолог, социолог, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте РФ, профессор Российско-британского университета МВШСЭН («Шанинка»).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье