Стремление навешивать ярлыки на целую общественную группу давно и справедливо считается признаком ограниченности. Однако авторы исследования*, опубликованного в журнале Psychological Science, продемонстрировали, что культурные стереотипы рождаются не просто так – это неизбежное следствие передачи информации в человеческом обществе.

alt

Участников эксперимента попросили запомнить внешний вид и характер инопланетян из книг и фильмов, а затем пересказать усвоенную информацию друг другу по цепочке. В конце каждый проходил тест, сообщая, какие черты персонажа он запомнил. То, что информация менялась, как в игре «испорченный телефон», не вызвало удивления ученых. Неожиданностью оказалось другое. «По мере того как информация передавалась от одного человека к другому, то, что казалось хаотичным и случайным набором ассоциаций, связанных с инопланетными персонажами, начинало выстраиваться в простую систему социальных стереотипов, которую легко запомнить», – рассказывает Дуглас Мартин (Douglas Martin), заведующий лабораторией личностного восприятия в Университете Абердина (Великобритания). К концу цепочки люди выдавали то, что очень напоминало стереотипы. Например, внешние характеристики, такие как цвет, увязывались с определенными чертами личности.

Исследователи считают, что отношение к стереотипам необходимо пересмотреть. Да, штампы и ярлыки играют роль питательной среды для возникновения предрассудков, но вместе с тем помогают нам изучать мир, организовывать, хранить и использовать информацию о других людях. «Например, когда мы встречаем незнакомца, стереотипы дают нам основу, на которой мы можем быстро выстроить свое впечатление от него и понять, как нам с ним общаться», – говорит Мартин.

Интересно, что люди часто путают своих шапочных знакомых, если они принадлежат к одной и той же социальной группе, – они сливаются для них в некий собирательный образ: «все вы, интеллигенты, фрики в очках», «они одинаковые, как китайцы».

alt

Похоже, стереотипы – плод эволюции. У человека как вида существует лимит познания и склонность делать выводы на основе «здравого смысла», то есть набора предустановленных понятий о людях и мире вокруг.

Ученые надеются, что их работа даст ключ к пониманию, как в число стереотипов попадают не только близкие к реальности наблюдения, но и ложные штампы. «Скажем, люди уверены, что шотландцы рыжеволосы и носят килт, и это не совсем неправда, – говорит Мартин. – Но часто им приписывают качества, у которых нет никакой реальной основы, – к примеру, скупость или мрачный характер». По его мнению, когда между определенной социальной группой и приписываемым ей качеством есть связь, люди обычно ее очень хорошо находят и запоминают. А вот если такой связи нет, стереотип рождается из наблюдения, сделанного единожды и сохраняющегося в силу неких закономерностей передачи культурной информации. «Если мы поймем, как формируются и эволюционируют социальные стереотипы, мы, возможно, научимся изменять их содержание в хорошую сторону», – мечтает Мартин.

* «The Spontaneous Formation of Stereotypes via Cumulative Cultural Evolution Psychological Science», A Journal of the Association of the Psychological Science, June 2014.