alt
Фото
Getty Images

Чего не хватает обезьянам, чтобы вести себя так же, как мы? Разве что планшетов последней модели, шутят антропологи Жоэль Фаго и Анаис Могар (Joël Fagot, Anaïs Maugard). Они работают в Центре приматологии неподалеку от Экс-ан-Прованс (Франция) и ведут исследования с использованием современной электронной техники. В вольерах установлены сенсорные экраны. Бабуины (высокоразвитые приматы из семейства мартышковых), обитающие в центре, могут в любое время подойти к экрану, коснуться его и сыграть в одну из специально разработанных игр. Награду получает тот, кто успешно решит игровую задачу. Фаго и Могар обнаружили, что бабуинам не только нравится это развлечение – они демонстрируют способности, которые раньше считались присущими только людям. Фаго и Могар делятся с нами своими открытиями.

ОНИ МОГУТ ПОНЯТЬ, ЧТО ЧЕГО-ТО НЕ ЗНАЮТ

«Что такое смарагд? Возможно, значение этого слова вам не известно. Но вы, по крайней мере, понимаете, что в ваших знаниях есть пробел, и можете попытаться его восполнить – скажем, погуглив это слово или заглянув в старый добрый словарь. Это значит, что вы способны к метакогнитивным операциям, то есть к осознанию возможностей и ограничений собственного мышления. Метакогниция позволяет нам постоянно соотносить уже имеющиеся у нас знания с той новой информацией, которая поступает к нам извне. С ее помощью мы можем учиться и развивать свой интеллект.

Оказалось, что обезьяны также способны к метакогниции. Чтобы это проверить, мы провели эксперимент, в ходе которого обезьянам показывали матрицу, состоящую из цветных квадратов. В течение первого сеанса, который длился всего доли секунды, два квадрата были зелеными, а другие – белыми. Во втором сеансе все квадраты становились белыми. Затем бабуины должны были коснуться тех квадратов, которые были зелеными в первой части задания. У них также была возможность посмотреть левую или правую часть экрана из первого сеанса перед тем, как принять окончательное решение. Большинство обезьян использовали эту подсказку, и это помогало им принять верное решение. Это говорит о том, что обезьяны понимали, какой информации им не хватает для ответа на вопрос и что нужно предпринять, чтобы ее получить»1.

ОНИ МОГУТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО АНАЛОГИИ

«Чтобы успешно осваивать навык или умение, мы должны понимать принцип, который лежит в основе того или иного действия, чтобы затем по аналогии воспроизвести его уже с новыми элементами. Обезьянам, как и людям, доступна такая операция. Мы составили задание: среди фигур на сенсорном экране найти две одинаковых. Перед этим бабуинам показывали модель верного решения: две другие одинаковые фигуры. Чтобы сообразить, что от них требуется, они должны были воспользоваться мышлением по аналогии.

В задании также был ложный ход: среди «неправильных» фигур мы поместили ту, которая уже встречалась в модели. Это сбивало с толку некоторых обезьян, но большинство из них в конце концов поняли принцип и выбрали правильный ответ. Интересно, что в этом эксперименте бабуины проявили даже большую сообразительность, чем многие семи-восьмилетние дети».

ОНИ МОГУТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ДРУГИХ

Многие животные способны передавать потомкам определенные знания и умения: как использовать предметы в качестве орудий, как подавать сигналы, как добывать пищу… Но могут ли потомки, успешно освоившие эти знания, усовершенствовать их? До недавнего времени считалось, что такой способностью к накопительной эволюции обладает только человек. Именно она позволяет нам углублять свои познания и совершать новые открытия.

Но что, если элементы накопительной эволюции есть и у бабуинов? В 2014 году мы решили проверить это. И разработали групповое упражнение, в котором результат одного участника использовался как исходное условие для другого. (В экспериментах с участием людей обычно используется пример с языком: один участник должен обучить другого новому языку. Каждый следующий лучше упорядочивает знания, находит новые закономерности в языке и новые связи.)

Для работы с обезьянами мы использовали разноцветные фигуры. Сначала бабуинам показывали экран с четырьмя красными квадратами, расположенными в центре, и двенадцатью белыми квадратами по бокам. Затем все квадраты становились белыми, и обезьяна должна была кликнуть на те, которые были красными, а потом – обучить этому других. Мы наблюдали за животными и обнаружили, что обезьяны-ученики не только сами приходили к более эффективным схемам выполнения задания (например, отмечали последовательно примыкающие друг к другу квадраты), но и создавали свои «школы»: если чей-то способ решения был особенно удачным, у него появлялись последователи».

Жоэль Фаго – антрополог, руководитель исследовательских программ в Национальном центре научных исследований университета Экс-Марсель (Франция).

Анаис Могар – антрополог, докторант (специальность – психология животных) в университете Экс-Марсель (Франция).


1 Полностью статью «Бабуины выполняют тесты» Жоэль Фаго и Анаис Могар на французском языке («Intelligence: les babouins passent le test») можно найти сайте журнала pourlascience.fr.