psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовил Георгий Зайцев 

Можно ли воспитать жизнестойкость?

Все уже, вероятно, слышали о необходимости верить в свои силы и добиваться своих целей, чтобы стать наконец авторами собственной жизни. Но все ли мы в равной степени способны «верить» и «добиваться»? От чего зависит наша жизнестойкость?
Как воспитать жизнестойкость ФОТО Getty Images 

Понятие жизнестойкости становится одним из ключевых для современной психологии. И если многие слова в научном обиходе означают не совсем то (а иногда и совсем не то), что в обычной жизни, то с жизнестойкостью этого не происходит. Психологи видят ее ровно так же, как и все мы – способностью противостоять трудностям, верить в себя и достигать поставленных целей.

Однако популярность этого понятия породила множество учебников и тренингов, ставящих целью воспитание жизнестойкости. При этом их авторы нередко исходят из предпосылки, что воспитать это качество можно решительно у всех и примерно одинаковыми методами. Психотерапевт Максин Харли (Maxine Harley) в своем блоге на ресурсе Life Labs1 ставит под сомнение это точку зрения и делится своими взглядами на само понятие жизнестойкости и пути ее достижения.

читайте такжеТри кита жизнестойкости

Стена из губок

Максин Харли подчеркивает, что далеко не все мы в равной степени способны проявить жизнестойкость и развить ее в себе. Если рассматривать это качество как набор необходимых психологических инструментов, то учебники и тренинги, безусловно, полезны тем, в чьем арсенале часть этих инструментов уже есть. Такие люди способны достаточно быстро освоить недостающий «инструментарий» и эффективно пользоваться им в дальнейшем.

Но как быть тем, кто этот самый «ящик с инструментами» даже и в глаза никогда не видел? Тем, у кого отсутствуют необходимые личностные черты и психологические навыки. Попытки обучить их жизнестойкости по общим лекалам могут не только не принести пользы, но даже и причинить серьезный вред. Позитивный результат не будет достигнут, и это лишь подорвет и без того невысокую самооценку.

читайте такжеКак жить в мире, где постоянна угроза теракта?

Если уподобить воспитание жизнестойкости строительству стены, защищающей нас от натиска жизненных трудностей, то у одних эта стена возводится их настоящих кирпичей, а у других – из банных губок. Которые укладываются ровно и аккуратно, по всем правилам логики: «я должен верить в себя», «я должен противостоять трудностям». Но без глубокой эмоциональной уверенности эти доводы немногого стоят. И стена, которая выглядит издали очень прочной и совсем настоящей, разбухает и разваливается, стоит губкам-кирпичикам пропитаться страхом и эмоциональной неуверенностью. Никакие доводы логики, никакие «я должен», уже не работают, в нас включается древнейшая, рептильная часть мозга с ее неумолимым посылом – «не можешь сражаться, беги или падай и притворяйся мертвым».

Инструменты и причины их отсутствия

Что составляет «инструментарий» жизнестойкости? Прежде всего – внутренняя уверенность в том, что мы способны справиться с любой трудностью и в самой сложной ситуации непременно приложим все силы для победы. Далее идет способность и готовность полагаться на свои силы. Речь не о гипертрофированной независимости и стремлении отделить себя от всех остальных. Речь лишь об осознании того, что если в трудный момент нам не на кого будет опереться, мы и в самих себе найдем достаточно сил, чтобы не спасовать. К важным чертам относится также способность не поддаваться сомнениям и страху неудач, а, напротив, умение воспринимать неизбежные в жизни трудности как вызовы, мобилизующие наши ресурсы. И, наконец, это здоровая оценка происходящего. Умение наполнить события позитивным смыслом, чтобы воспринимать жизнь не как череду передряг, а как череду уроков, каждый из которых обогащает нас и делает еще сильнее.

читайте досье

Жить смелее

Максин Харли полагает, что труднее всего обрести эти способности людям, пережившим в детстве серьезный травматический опыт. А также перечисляет наиболее негативные детские влияния.

1. Ребенку в детстве не позволяли быть собой и развивать собственную идентичность, а с ней и храбрость и уверенность в себе.

2. Ребенок воспринимался взрослыми как объект их собственных чувств (неважно, позитивных или негативных), а не как автономная личность.

3. Ребенок в течение долгого времени вынужден был притворяться, «носить маску», чтобы соответствовать ожиданиям семьи.

4. Ребенок воспринимался нарциссическими родителями как продолжение их самих либо вынужден был в силу обстоятельств сам слишком рано проявлять себя в родительской роли по отношению к другим членам семьи. В обоих случаях можно вновь говорить о недостаточно развитой собственной идентичности.

5. Ребенок был отвергаем либо стал жертвой насилия (эмоционального или физического).

6. Ребенок был чрезмерно опекаем и не имел достаточно возможностей соприкоснуться с реальной жизнью и сформировать стратегии противостояния ее трудностям.

7. Ребенок не видел примеров и ролевых моделей проявления жизнестойкости в своей семье.

пройдите тесты

Как обрести уверенность в себе?

Шесть правил

Значит ли это, что те, кому не повезло в детстве, не в состоянии сформировать жизнестойкость? Разумеется, нет. Это значит лишь то, что сформировать ее им намного сложнее. И рассчитанные на «усредненного человека» учебники и тренинги совсем не обязательно приведут к успеху. Тем не менее общие правила развития жизнестойкости и у детей, и у взрослых все же есть, считает Максин Харли. Вот они.

1. Познакомьтесь с инструментами жизнестойкости, ощутите их в себе. Не избегайте ситуаций, в которых требуются храбрость, твердость, настойчивость и вера в свои силы. Напротив, снова и снова погружайте себя в подобные ситуации, учитесь ощущать в себе эти качества и управлять ими для достижения наилучшего результата.

2. Учитесь рационально воспринимать негативный опыт. Эмоции очень важны, но слишком часто заводят нас не туда – особенно при оценке неприятных событий. Старайтесь осмыслять и трудности, и их последствия – в какой-то момент это поможет взять эмоции под контроль и в критической ситуации повести себя не так, как велят страх или растерянность, а так, как советует разум.

3. Переосмыслите отношение к собственным слабостям и вызванным ими неудачам. Как ни банально это звучит, в них действительно содержатся важнейшие уроки. Выучив которые, вы не только легче одолеете будущие проблемы, но и не передадите нехватку жизнестойкости по наследству своим детям.

читайте такжеНора Эфрон: «Главное – будьте героиней своей жизни, а не жертвой»

4. Всячески поощряйте в ребенке упорство и веру в свои силы. Не только не прячьте его от вызовов, но наоборот, создавайте эти вызовы для него – естественно, в соответствии с его силами и возрастом – и не скупитесь на похвалу за преодоление трудностей.

5. Всегда отделяйте плохие поступки ребенка от его личности. Плохое поведение требует оценки, но ребенок должен понимать, что вы оцениваете именно поступок, а не переносите негативное отношение на него самого. Да, он может получить двойку или разбить вазу, но он категорически не должен чувствовать себя из-за этого неуклюжим или глупым и стыдиться собственной личности.

6. Научите ребенка верить в отложенные удовольствия и вознаграждения и их ценность. Понимать, что награда не всегда приходит сразу и что нужно продолжать ее добиваться, даже если в данный конкретный момент это нелегко.

7. И, наконец, станьте ролевой моделью веры в себя и жизнестойкости. Каждый день видеть рядом человека, способного преодолевать трудности и добиваться цели, намного ценнее всех поучений о том, как важно это делать.

1 lifelabs.psychologies.co.uk
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье