psyhologies.ru
тесты

«Мы чувствуем потребность заигрывать со страхом»

Почему мы так охотно воображаем себе катастрофические сценарии? Отвечает профессор Мишель Лежуайо, уже много лет изучающий нашу зачарованность злом.

Интервью с Мишелем Лежуайо

Мишель Лежуайо (Michel Lejoyeux) – профессор психиатрии, специалист по психологии зависимостей, автор книги «Передозировка информации» («Overdose d’info», Seuil, 2006).

alt
Psychologies:  Можно ли жить, не прокручивая в голове собственное «кино»?
Мишель Лежуайо:  Наше сознание – это машина, которая работает постоянно. Мышление не знает пауз. Перебирать в уме, чувствовать себя слишком таким и недостаточно сяким, сожалеть о каких-то вещах, сомневаться в своем будущем – все это составляет часть нормальной психической жизни. Озабоченность и грусть – наши повседневные эмоции. Настроение по природе своей неустойчиво. Если бы мы не беспокоились о будущем, это само по себе было бы поводом для беспокойства. Если бы мы не сомневались в своей ценности, мы никогда бы не стали развиваться и самосовершенствоваться. Быть человеком – само по себе источник тревоги.
Значит, внутренний покой не наше естественное состояние?
Вообще-то призывы к вечному спокойствию и поиски незамутненного счастья меня озадачивают. Бежать от эмоций – это путь в никуда. Что действительно важно, так это понять, как нам с ними сосуществовать. Не надо думать, будто психическую жизнь можно превратить в какой-то чистый рай. К тому же бесполезно и даже вредно предлагать беспокойному человеку или пессимисту лучше контролировать свои эмоции.
Судя по названию вашей книги «Передозировка информации», вы считаете, что мы «подсели» на плохие новости?
Очевидно, что нам нужно быть в курсе, получать информацию, и мы впадаем в своего рода коллективную зависимость от блогов и последних известий. Это явление напоминает охватившую все общество ипохондрию, при которой люди тревожатся не о собственном самочувствии, а о состоянии здоровья мира, в котором все очень плохо. Мы уже давимся информацией, но нам все мало, поэтому мы подобны ипохондрику, который торопится к врачу, чтобы его пожалели, осмотрели, ободрили, но и тогда не может успокоиться. Эту тенденцию усиливает помешательство на «мерах предосторожности». Предполагается, что мы должны быть готовы защититься от всех опасностей, которые только могут возникнуть. Никакая новая эпидемия не должна застать нас врасплох. Однако, желая нас защитить, общество заставляет нас беспокоиться о том, все ли мы сделали, чтобы избежать худшего – в личной жизни, в семье, на работе...

Вообразить наихудшее — это способ приручить его. Заняв свой ум, оградить себя от еще более грозных страхов».

Что же нас завораживает в этом состоянии ожидания драмы, превращая нас, как вы выражаетесь, в «пироманов»?
Потребность заигрывать со страхом, вызывать его и одновременно изгонять. Вообразить наихудшее – это способ приручить зло. Есть наслаждение в том, чтобы пугать себя, зная, что непосредственной опасности нет. Эта игра, в которой сознание ведет себе как романист или кинорежиссер, помогает нам гнать от себя более глубинные тревоги. Придумывая сценарии, мы занимаем свое сознание и тем самым ограждаем себя от гораздо более грозных страхов: я имею в виду нашу судьбу как смертного существа, боязнь потерять близких и любимых. Эта неотступная мысль о смерти очень интимна, труднопереносима, ей не поделишься с другими, а вот одолевающие нас мысли о катастрофах можно упомянуть в разговоре, тем самым сделав заурядными и неопасными.
читайте также«Шрам, который никогда не исчезнет»
Источник фотографий: EMMANUEL PIERROT FOR PSYCHOLOGIES FRANCE, OPALE/FOTOLINK, SERGE BLOCH FOR PSYCHOLOGIES
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье